Это не их поезд

В театре «Гешер» состоялась премьера спектакля «Не смотри назад». Театральная пастораль по мотивам пьесы Ж. Ануя «Эвридика», посвященная памяти композитора Фаустаса Латенаса.

У Жана Ануя место действия «буфет провинциального вокзала. Претензия на роскошь, все обветшалое, грязное. Мраморные столики, зеркала, диванчики, обитые потертым красным плюшем. За кассой на чересчур высоком табурете, подобно Будде в алтаре, восседает кассирша с пышным пучком и огромным бюстом. Пожилые официанты, лысые и чинные; блестящие металлические шары-урны, где валяются вонючие тряпки».

В «Гешере» просто привокзальная площадь, но ощущения «обветшалости и потертости» передано абсолютно точно. На этой площади-сценической площадке чьи-то разбитые надежды, несбывшиеся мечты, безответная любовь, ушедшая вместе с молодостью красота и куртуазность.

Спившийся арфист со скрипачом-сыном, похожая на цыганский табор бродячая театральная труппа. Все они ждут свой поезд, а он с грохотом, сверкая огнями все проносится и проносится мимо. И сколько ни кричи, ни маши руками, показывая «мы здесь, мы здесь» - попасть на него не удается.
Ужасная метафора постфевральского мира.


Впервые за последние 25 лет «Гешер» выпустил постановку на русском языке.

«Мы хорошо помним, то, что переживали в первые годы репатриации. Свою растерянность, страх перед новым языком и непонимание, каким будет наше будущее. И сейчас мы ставим этот спектакль на русском, чтобы дать нашим коллегам чувство опоры. Надеемся, что спектакль будет неожиданным, волнующим и понравится публике» - говорила директор театра Лена Крейндлина в октябре, перед началом репетиций.

Работу над спектаклем на иврите (подчеркнуто) начинал режиссер Александр Баргман, но жизнь внесла свои коррективы. Баргману пришлось остановить работу по состоянию здоровья. Можно было бы отменить спектакль, но Гешер, чувствуя ответственность не только за зрителей, уже раскупивших билеты, но и за актеров, занятых в постановке, пошел по другому пути. Обратились к Римасу Туминасу, который был занят подготовкой «Анны Карениной» и он согласился помочь. Так и пошло: утром - Каренина, вечером - Эвридика, то труппа справилась!
«В театре бывает всякое. Раз премьера назначена - значит должна состояться. К счастью Римас Туминас взял на себя смелость продолжить репетиции. За что мы ему чрезмерно благодарны! В этом спектакле задействовано много новых репатриантов, как актеров, так и работников сцены, и нам было очень важно, чтобы все они, переехавшие в Израиль в это непростое время смогли почувствовать себя в нашем театре как дома.» - подытожила Лена Крейндлина.

Первоначально постановка задумывалась на иврите. Рои Хен перевел с французского на иврит написанную в 1941 году Жаном Ануем пьесу, в которой этот античный сюжет перенесен в современность. Орфей превратился в скрипача, играющего в привокзальном ресторане, а Эвридика – в актрису провинциального театра.

Были оставлены почти все сюжетные ходы, но изменена интонация источника. Постановка задумывалась более современной, масочной, саркастичной, персонажи стали более яркими и действенными. В новой, уже русскоязычной версии, «масочность» и саркастичность еще усилилась, местами превратившись в чистый «дель арте», восхитительно исполненный молодыми актерами Нетой Рот и Ниром Кнааном. Нета обратила на себя внимание еще в студийной постановке «Кто со мной» и за ней, несомненно, большое будущее. Ребята - чистые сабры, но для спектакля выучили свои русскоязычные диалоги назубок! Шапо!

Спектакль «Не смотри назад» объединяет русскоязычных театральных репатриантов разных волн.

В роли Эвридики – Лена Фрайфельд. Орфей - Артем Будиков, выпускник ГИТИСа, еще недавно выходивший на сцену Театра на Таганке.

Анатолий Белый, один из самых знаменитых репатриантов новой волны, - отец Орфея. «У меня все впервые, - говорит Анатолий, - никогда раньше я не играл отца, и сама тема разочарования, несбывшихся надежд для меня новая. Впервые я играю в израильском театре. Все вместе совершенно новый опыт».

Саша (Исраэль) Демидов играет директора театра, Лилиан Шели Рут – мать Эвридики.

В спектакле участвуют и другие актеры- новые репатрианты: Михаил Уманец, бывший в составе труппы Лаборатории Дмитрия Крымова, Никита Гольдман-Кох из независимого театра FULGRO.

Фото Виктория Шуб