«Красной нитью…» – современное искусство встречается с коллекцией иудаики


В пятницу, 25 марта 2022 года в музее «Мишкан ле-Оманут» в кибуце Эйн Харод» открывается новая выставка в отделе иудаики «Красной нитью…». Куратор: Двора Лисс.

В этой экспозиции представлены парохот – занавесы для синагогального ковчега арон ха-кодеш, и чехлы (мантии, мантл) для свитков ТОРЫ из коллекции «Мишкан ле-Оманут». Ставшие сегодня реликвиями, эти парохот использовались в синагогах еврейских общин в Европе в XIX веке, и в некоторых случаях остались единственным воспоминанием об общинах, уничтоженных во время Холокоста. Эти вещи дают представление о нашем наследии, традициях и идентичности. Эти завесы, попавшие в коллекцию музея после Второй Мировой войны находились в довольно плачевном состоянии, но музей нашел деньги на их реставрацию и теперь представляет восемь парохот на выставке «Красной нитью…» Рядом с ними расположены произведения пяти современных израильских художников (Итамар Саги, Дорон Зееви, Яэль Серлин, Сигал Маор, Шули Борнштейн-Вольф) – еще один пласт памяти, еще один рассказ, красной нитью протянувшейся от прошлой истории к настоящему, и вплетающийся непрерывной нитью в современность.

Выставка «Красной нитью…» стала дополнением к постоянной экспозиции «Выдержки из музейной коллекции. Часть первая», недавно открывшейся для широкой публики. Обе выставки представляют широкой публике подборку произведений из сокровищниц «Мишкан ле-оманут» – из коллекции, насчитывающей около 20.000 предметов искусства, одной из самых значимых в мире собраний еврейского и израильского искусства.
Свиток Торы, завернутый в чехол-мантл и помещенный в ковчег, накрытый завесой, всегда был центром синагоги. Традиционно священные предметы были красочно, даже пышно украшены.
Завеса-парохет, которая висит перед или внутри Ковчега Торы в синагоге, соотносится к той, которая закрывала Ковчег Завета (Исход 21:21), передвижную скинию, сопровождавшую народ Израиля в пустыне. Парохет – это самый значимый и заметный предмет из ткани в синагоге. Парохет не только отделяет священное от профанного, но несет в себе и художника, создавшего эту завесу, историю его семьи.

Мантл – чехол или накидка для свитка Торы, закрывающий свиток, когда он не используется. В итальянской, сефардской и ашкеназской общинах свиток Торы хранился в матерчатом чехле. В восточных общинах и в марокканской общине в Израиле его принято хранить в жестком футляре из дерева, иногда посеребренного.

Парохот и мантлы на этой выставке принадлежали общинам, которые были уничтожены во время Катастрофы. Эти предметы были переданы музею после Второй Мировой войны, частично через Организацию по реституции еврейского имущества (JRSU) и через Еврейскую культурно-реабилитационную организацию (JCR), которым было поручено распределение имущества, награбленного нацистами и никем не востребованное. Никем вообще – это значит одно: община была уничтожена полностью.
Среди парохот на этой выставке – занавес Торы, который был украден нацистами из Вюрцбургской синагоги на Домершульштрассе, и никто много лет ничего не знал о его существовании. Темно-красный с золотом занавес размером 2.80 на 2.37 метра со строкой из книги Бытия, – из главной синагоги Вюрцбурга, которая была открыта в 1841 году, сделан из бархата и подарен синагоге в 1881 году пятидесятилетним торговцем хмелем из Вюрцбурга Леви Розенблаттом и его женой Розали, возможно, в благодарность за рождение их десятого ребенка.

Пара львов с коронами на головах несут большую корону, напоминающую баварский герб. Среди них надпись на иврите: «Но от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе». Еврейские буквы, парящие над головами львов, представляют собой «Кетер Тора». В большом овале под львами появляется подпись: «Пожертвовано Ашером Бен-Иегудой, известным как Леви Розенблаттом Сегалом и его женой Розали из Вюрцбургской общины».

Даритель занавеса Ашер (Ламиан) Розенблатт родился в Бургконштадте на севере Баварии в 1830 году. В 1859 году он женился на Розали (в девичестве Нидермайер) и получил разрешение на шестимесячное пребывание в Вюрцбурге, где еврейская община процветала с конца XI века. Хотя им по-прежнему запрещалось покупать землю из-за их еврейства, Розенблатту разрешалось торговать хмелем – растением, которое является ингредиентом для производства пива. В 1861 г. евреям было предоставлено право свободно селиться в Вюрцбурге, где Ашер и Розали Розенблатт жили до 1889 года пока не переехали в Нюрнберг.

Но как Вюрцбургская парохет оказалась в музее? В ночь на 10 ноября 1938 года, во время погрома «Хрустальной ночи», в синагогу ворвались эсэсовцы, в том числе ректор университета Вюрцбурга Эрнст Зайферт. Они разбивали окна и мебель, ломали подсвечники и поджигали свитки Торы
В отличие от синагоги в стиле барокко в Хайдингсфельде, которая сгорела, отряд эсэсовцев на Домершульштрассе воздержался от поджога, так как в непосредственной близости было много домов, принадлежавших неевреям. Во время погрома были украдены документы общины, а также та самая парохет, о которой идет речь.
Документы были отправлены в Государственный архив, а ритуальные предметы из металла и текстиля оказались в музее Луитпольда на Максштрассе. Во время бомбардировки 16 марта 1945 года в здание музея попала бомба, в результате чего многие предметы были утеряны или повреждены. Но та часть здания, где хранились предметы иудаики , была разрушена лишь частично.
В 2018 и 2019 годах » в Вюрцбурге и Мюнхене открылась выставка «Семь ящиков с предметами иудаики. От награбленного в 1938 году до повторного открытия в наши дни». В сопроводительной монографии прослеживалось, как распределялось украденное еврейское имущество в том числе в 1947 году в пункте сбора в Оффенбахе, куда, скорее всего, и попала Вюрцбургская парохет.
Во многих случаях следователи в Оффенбахе не могли найти владельцев – они были убиты. И хотя Вюрцбурге возродилась небольшая еврейская община, но в ней больше не было синагоги, в которой можно было повесить занавес Торы. Так что не востребованные предметы иудаики перешли к Jewish Restitution Successor Organization (JRSO – Организация по реституции еврейского имущества), которая распространила их среди еврейских музеев и синагог по всему миру. Музей «Мишкан ле-Оманут» в Эйн-Хароде был одним из получателей такого имущества: сначала занавесь Торы из Вюрцбурга попала в музей при «Бецалеле», а позже – в Эйн-Харод.

В современных работах, представленных на выставке, красная нить текстильной истории продолжает виться и переходит в сегодняшний день.

מתוך התערוכה כחוט השני, דורון זאבי, מעיל, 80X40 סמ. טכניקה מעורבת, חומרים ממוחזרים ועבודות רקמה שונות. 2015. צלם אחיקם בן יוסף

Итамар Саги – междисциплинарный художник, специализирующийся на вышивке и текстиле. Его картины из тканей рассказывают истории о тоске, памяти и страсти. В течение последних двадцати лет он создает балдахины для кидуша для семей, заинтересованных в предмете, который они могут передавать из поколения в поколение. Каждый балдахин уникален и включает в себя различные изображения семьи наряду с привычными еврейскими символами.

Дорон Зееви – дизайнер моды и текстиля. В его проектах сочетается старое и новое, китч и модерн, индустриальное и ручное производство, священное и обыденное. После смерти отца он увековечил его память с помощью мантл, сделанной из его личных вещей, превознося мирское в талмудическом духе.

Яэль Серлин – междисциплинарная художница. Ее картографическая работа — это мемориальная работа, включающая изображения, найденные на надгробиях на еврейских кладбищах в Польше. Это символы, распространенные в еврейском европейском мире, среди прочего на парохот и мантл: лев – символ Иудеи; корона – символ величия; колонны – как память о Храме. Художница приглашает зрителей принять участие в ее творческом процессе, увидеть вышитые образы, навеянные этими символами.

Сигаль Маор использует переработанные материалы и ready-made для создания эмоционально заряженных произведений искусства, основанных на еврейских текстах. Она разработала техники ткачества, вязания и вышивки с использованием пластиковых пакетов. «Экраны», которые она показывает на выставке «Красной нитью» сотканы из газет, полиэтиленовых пакетов и электрических проводов. Эти «сотканные» экраны/страницы походят на страницы Талмуда, на некую метафору ткани человеческих отношений: различные части переплетаются, образуя целое, большее, чем его части, в то время как каждая часть остается отдельной сама по себе.

מתוך התערוכה כחוט השני, סיגל מאור, אורגת עורגת, טכניקה מעורבת, 40-60 סמ, 2022. צילום סיגל מאור

Шули Борнштейн-Вольф использует различные материалы и трудоемкие ручные методы работы для создания хрупких, непрочных вещей. К примеру, парохет, которую она сплела из полосок ветхой ткани, на которой были изображены израильские пейзажи – разорванные и составленные заново.


Музей искусств им. Хаима Атара – «Мишкан ле-Оманут» Эйн-Харод
https://museumeinharod.org.il/
Страница в фейсбуке на русском языке – Redirecting...

Часы работы:
С понедельника по четверг: 9:00-16:00
По пятницам и в предпраздничные дни: 10:00-13:00
По субботам и праздникам: 10:00-14:00.
По пятницам и субботам – бесплатный вход в рамках проекта “Шиши-шабат исраэли”
Музей закрыт по воскресеньям
Билеты: взрослый – 40 шекелей, пенсионеры, солдаты, инвалиды – 20 шекелей, дети – 15 шекелей

Все фотографии предоставлены Музеем “Мишкан ле-Оманут” Эйн-Харод