Опера о гибели иллюзий: возможно ли отвернуться от любви, когда призывает долг?


Израильская Опера представляет новую постановку «Аиды» Джузеппе Верди.
С 24 июня по 9 июля 2022 года в Оперном Театре Тель-Авива.
Постановщик - греческий режиссер Стафис Ливафинос.
Дирижер - Джулиано Карелла.
Страдания, победители и побежденные – какова цена войны? «Аида» - «Египетская» опера Джузеппе Верди, одно из самых известных и пользующихся любовью меломанов сочинений мирового музыкального фонда, входящая в репертуар практически каждой оперной труппы во всем мире, будет представлена ​​в Израильской опере в новой постановке известного греческого режиссера Стафиса Ливафиноса, художественного руководителя Греческого Национального театра в Афинах, под управлением итальянского дирижера Джулиано Карелла. При участии солистов, Израильского Симфонического оркестра Ришон ле-Циона, хора Израильской Оперы под управлением Асафа Бенрафа и Театра танца «Инбаль».

«Аида» - опера Джузеппе Верди в четырех действиях на либретто (на итальянском) Антонио Гисланцони, основанном на французской прозаической версии Камилла дю Локле, в свою очередь заимствовавшего сюжет у Франсуа Огюста Фердинанда Мариетте, с собственными композиторскими вставками как в прозаическую, так и в стихотворную версии.
Действие оперы «Аида» разворачивается во времена правления фараонов. Несмотря на историческую основу, на первый план выходит личная драма, классический любовный треугольник и жгучая ревность, которая ослепляет и рушит жизнь. История Аиды, эфиопской принцессы, влюбившейся в Радамеса, начальника дворцовой стражи в Египте, на фоне мучительной войны и вражды между народами - вновь на сцене в яркой живописной постановке со множеством участников. В этой постановке акцент придается душевным переживаниям героев, сталкивающихся с любовью и ревностью с одной стороны, и с преданностью близким и верностью родине, с другой. За историческими сценами и триумфальными маршами, сделавшими эту оперу столь популярной, следуют сильнейшие дуэты и напряженные драматические моменты.

Вопреки распространенному мнению, «Аида» была написана Верди, чтобы отпраздновать открытие Хедивской оперы, а не Суэцкого канала. В любом случае заказ Верди получил от правителя (хедива) Египта Исмаила-паши. Изначально хедив Исмаил-паша намеревался заинтересовать Верди, чтобы тот написал оперу об истории Древнего Египта в честь открытия нового оперного театра в Каире. Опера должна была стать венцом торжественных мероприятий, приуроченных к открытию Суэцкого канала.
Вначале предложение хедива несколько озадачило Верди, и он отклонил предложение. Но спустя время, когда Верди ознакомился с древней египетской легендой, он живо заинтересовался сюжетом и принялся за сочинение. В качестве исторической канвы Верди взял всего лишь четырехстраничный набросок сюжета, написанный египтологом Мариетте, который позаимствовал сюжет из переведенного им древнего папируса и вместе со своим французским другом Камиллом дю Локле развил его в либретто четырехактной оперы. Затем Верди предложил итальянскому поэту Антонио Гисланцони переработать его в итальянское либретто, причем Верди сам дал предельно детальные предписания касательно поворотов сюжета и даже сам написал некоторые стихотворные строки. Что касается музыки, то она была написана за четыре месяца.

Работа с либреттистами, учеными-египтологами, а также с первыми исполнителями оперы продвигалась сложно. Кроме того, намеченную премьеру пришлось отложить из-за франко-прусской войны. Композитор не успел написать новую оперу к назначенному сроку, поэтому в честь праздничного открытия великолепного театра Хедивской оперы 1 ноября 1869 года, была исполнена опера Верди «Риголетто». Но наконец, 24 декабря 1871 года состоялась грандиозная премьера оперы «Аида», на которой присутствовали главы многих государств и представители элиты. Но самого Верди там не было. По его словам, настоящей премьерой стоит считать последующую постановку в Милане.

«Аида» - это пример оперы с непрерывным развитием, где Верди, в отличие от итальянской и французской традиций, создает новый тип драматургии: каждая нота соответствует шагу в развитии сюжета. Оперные номера – арии, дуэты, хоры, церемонии – ведут действие к трагической кульминации, прощальному дуэту Радамеса и Аиды, одной из самых душераздирающих сцен в мировом оперном искусстве.

Известно, что за «Аиду» Верди запросил гонорар в сумме 30.000 долларов. Контракт был подписан, когда композитор не написал еще ни единой ноты. И все, что покупатель получил, была одна копия партитуры и право первому поставить оперу в Египте в Каире. Верди сохранил за собой все остальные права, включавшие отчисления за каждое исполнение, где бы то ни было в мире, и публикацию партитуры и либретто. В Европе в 1870 году 30.000 долларов равнялись сегодняшним 200.000 долларов, так что хедив Египта, заплативший эту сумму, сделал высокую ставку… Надо отметить, что Верди, получив такой гонорар, щедро заплатил своему либреттисту, а также передал часть аванса пострадавшим при осаде Парижа. Также через несколько десятков лет на вырученные от постановок опер деньги, он построил больницу для крестьян и дом для престарелых музыкантов с полным пансионом.

Режиссер Стафис Ливафинос, художественный руководитель Национального театра Греции, впервые сотрудничающий с Израильской Оперой, говорит: «В «Аиде» - несколько уровней, каждый из которых подан с определенным египетским декором. Но настоящая история, истинное сердце «Аиды» не имеет ничего общего с ее египетской составляющей. Речь идет о смерти и трагическом финале, а не о египетской морали или законе. «Аида» описывает столь человеческую ситуацию, пронизанную любовью и страстью. Кажется, все уже решено, но главные герои пытаются сражаться наперекор судьбе. Эта борьба с судьбой - экзистенциальный момент, из которого никто не может выйти победителем. Влюбленные Радамес и Аида - беззащитны и ранимы. Иллюзии, связанные с любовью и героизмом, являются одними из самых трогательных аспектов этой оперы. Настоящий конфликт здесь - это не война между Эфиопией и Египтом, которая и задает контекст либретто; а это, скорее, экзистенциальная и эмоциональная борьба между Аидой, Радамесом и Амнерис, которая заранее проиграна. На мой взгляд, «Un Deserto è la mia vita» - это ключевое высказывание Аиды во втором акте, даже если музыка почти затмевает его. Что значит жить жизнью, похожей на пустыню? Великолепные декорации, созданные художником-сценографом Александром Ползиным, предлагают поэтический образ жизни Аиды. Я концентрирую внимание на пустыне, метафоре жизни персонажей, что приближает нас к жизненным парадоксам, как это принято в драматургии, ведь Верди - рассказчик шекспировского масштаба. В последнем акте «Аиды» Верди показывает, что именно гибель иллюзий - это настоящая человеческая трагедия».

Художественный руководитель Греческого национального театра режиссер Стафис Ливафинос родился в Греции. Ливафинос поставил множество оперных и театральных постановок в Греции, на Кипре, в Амстердаме, Монреале, Сантьяго-ди-Чили, Мадриде, Пекине, Брюсселе и многих других странах. Его театральные работы включают «Идиот», «Бесплодные усилия любви», «Тимон Афинский», «Илиаду», «Агамемнон», «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Король Лир», «Смерть Дантона», «Дом Бернарды Альбы», «Гленгарри Гленн Росс» и многие другие. Его оперные работы включают «Кармен» (Бизе), «Аида» (Верди), «Свадьба Фигаро» (Моцарт) и другие. «Аида» - его первая работа для Израильской Оперы.

Дирижер Джулиано Карелла учился дирижированию в Консерватории им. Джузеппе Верди в Милане и композиции в Консерватории им. Чезаре Поллини в Падуе, а затем совершенствовался в Accademia Chigiana в Сиене. Будучи одним из самых востребованных оперных дирижеров современности, он регулярно выступает в таких престижных театрах, как Немецкая опера в Берлине и Берлинская государственная опера, Баварская государственная опера, в оперных театрах Франкфурта, Штутгарта, Гамбурга, Венской государственной опере, парижской Opera Comique, Марсельской опере, Национальной Рейнской опере в Страсбурге, Опере Нанси, Нидерландской опере в Амстердаме, Опере Монте-Карло, брюссельском театре La Monnaie, Королевском театре Мадрида, барселонском театре Liceu, Королевской опере Копенгагена, театрах Тель-Авива, Лидса, Лиссабона, Детройта, Буэнос-Айреса, Токио, Эссена и Эдинбурга.


Премьера «Аиды» состоялась сто пятьдесят лет тому назад в Каирском оперном театре. В Израиле «Аида» впервые была показана в римском амфитеатре в Кейсарии в июне 1993 года. В 2011-м году – на Масаде в рамках оперного фестиваля .

В нынешней грандиозной постановке принимают участие знаменитые оперные певцы из восьми разных стран. Партию Аиды исполнят звезды ведущих оперных сцен Европы сопрано Анна Нечаева и Моника Занеттин. В партии Радамеса на сцену выйдут тенора Леонардо Кайми (певший в Израильской опере в постановке «Манон») и Виктор Антипенко, недавно дебютировавший в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Певицы меццо-сопрано Юстина Грингите и Оксана Волкова исполнят партию Амнерис, а баритоны Йонуц Паско и Димитрис Тилиакос предстанут в роли Амонасро. Корейский бас Инсунг Сим возвращается в Израильскую оперу в образе первосвященника Рамфиса, а король Египта будет представлен Владимиром Брауном и Джошуа Блумом.

Исполняется на итальянском языке. Субтитры на иврите и английском языках. Перевод: Исраэль Юваль.
Продолжительность спектакля: около трех часов, включая один антракт.

Пятница | 24.06.2022 | 13:00

Воскресенье | 26.06.2022 | 19:30 | Премьера

Понедельник | 27.06.2022 | 20:00

Вторник | 28.06.2022 | 20:00

Четверг | 30.06.2022 | 20:00

Пятница | 01.07.2022 | 13:00

Суббота | 02.07.2022 | 21:00

Понедельник | 04.07.2022 | 18:00

Среда | 06.07.2022 | 20:00

Пятница | 08.07.2022 | 13:00

Суббота | 09.07.2022 | 21:00

Стоимость билетов: 195-445 шек.

За час до начала каждого представления проходит вступительная лекция продолжительностью около получаса, вход на лекцию для владельцев билетов – бесплатный.

Билеты в кассах Израильской оперы по телефону 03-6927777 или в кассе «Браво»: Опера Аида

Оперный театр имени Шломо Лахата – Тель-Авив, бульвар Шауль ха-Мелех 19.

Текст релиза подготовила Маша Хинич.
Фотографии - ©Forster

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting