Волшебная «Спящая красавица» в исполнении Израильского балета в дни праздника Песах

© Ира Ташлицки

В связи с большим спросом Израильский балет представит в дни праздника Песах «Спящую красавицу» на музыку П.И. Чайковского. Незабываемая хореография, красочные костюмы и декорации, десятки участников, роскошь и величие настоящей классики. Полная сценическая постановка для всей семьи. Хореография - Маруис Петипа. Музыка - Петр Ильи Чайковский.

Искусство балета – в том самом воплощении, в котором мы его знаем, любим и ценим – появилось на свет благодаря Мариусу Петипа. Петипа – больше чем хореограф, больше чем балетмейстер, он создатель нового культурного феномена – масштабной театральной постановки, совершенной, продуманной до тончайших деталей, сочетающей и объединяющей в себе разные виды искусств. И еще, именно «при Петипа» музыка в балете превратилась из служанки в главную действующую силу. Конечно, не последнюю роль в этом сыграло сотрудничество с Чайковским, в том числе и над спектаклем «Спящая красавица». Кстати, куда позже, в 1921 году, Игорь Стравинский в интервью журналу Times, говорил: «Я думаю, что балет «Спящая Красавица» - один из истинных шедевров. В его партитуре буквально неисчислимое множество удивительных эпизодов, поражающих своей оркестровой фантазией… Не могу не сказать и о соединении огромной оркестровой фантазии Чайковского с живым ощущением сценического действия…Чайковский стал отцом всего дальнейшего развития балета».

© Ира Ташлицки

Впервые увидевший свет рампы в 1890-м году лет назад, этот балет по-прежнему продолжает приковывать к себе внимание зрителей и по праву считается одним из легендарных балетов. Слово «легендарный» в описании этого спектакля использовано по праву: «Спящая красавица» не сходит со сцены уже более 130 лет. «Спящая красавица» существует в репертуаре Израильского государственного балета уже много лет и неизменно собирает полные залы. Труппа Израильского балета представляет «Спящую красавицу» практически без купюр в слегка сокращенной первоначальной хореографии Мариуса Петипа – как то задумывалось им когда этот «Балет-феерия в двух актах с Прологом и Апофеозом» был впервые показан на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

© Ира Ташлицки

Инициатива появления на петербургской сцене балета по мотивам известных сказок Шарля Перро исходила от директора Императорских театров Ивана Александровича Всеволожского. В мае 1888 года он обратился к Петру Ильичу Чайковскому с предложением написать балет по сказке «Спящая красавица» Перро. В ноябре того же года и феврале 1889 года Мариус Петипа переслал композитору подробный план пролога и двух актов, в котором с точностью до числа тактов была прописана желаемая музыка. Формально, учтя все пожелания, Петр Ильич Чайковский создал уникальное произведение, равного которому не было в ту пору, подняв уровень балетной музыки так высоко, что многие годы она считалась эталонной.

И уже в наше время музыкальные критики утверждают, что балет «Спящая красавица» имел то же значение, что и «Руслан и Людмила» в опере: Петр Ильич Чайковский возвел балетную музыку в высочайший ранг. Об этом говорит и тот факт, что знаменитая музыка к «Спящей красавице» исполняется на симфонических концертах многими известными дирижерами и оркестрами. А сам композитор считал свое произведение «едва ли не лучшим из всех сочинений».

© Ира Ташлицки

Мариус Петипа, его соавтор-хореограф, не уступил знаменитому композитору в гениальности. Созданный им балет поражает великолепием разнообразных хореографических красок. При этом конструкции каждого акта были продуманы до мелочей. Петипа увлекал зрителя сложным переплетением разноплановых танцев, венчали которые па-де-де главных героев. И именно этот балет по истечении долгого времени стали считать энциклопедией классического танца, отдавая дань и уважение Мариусу Петипа.

Современники рассказывали, что Петипа жестко требовал от великого композитора подчинить музыку балета сложной хореографической задаче. Чайковский принял все его требования. За время, прошедшее со дня первой триумфальной постановки балет претерпел множество хореографических редакций. Но неизменным осталось роскошное, расточительно-барочное великолепие танца, филигранная отточенность каждого движения, поразительная техническая виртуозность, все то, что сделало этот спектакль одним из самых репертуарных и одним из самых востребованных и замечательных представлений для всей семьи.


Израильский балет. «Спящая красавица». Песах 2022

2 апреля, в 11:00 - Герцлия, Центр сценических искусств,
20 апреля, среда, в 11:00 и в 16:00 - Тель-Авив, зал «Смоларш»

Информация и билеты здесь: Израильский балет — Спящая красавица

Фотографии - © Ира Ташлицки - предоставлены Израильским балетом

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting в сотрудничестве с Машей Хинич