Вторая симфония Малера – два оркестра, два хора, солисты. Открытие нового сезона Симфонического оркестра Ришон ле-Циона и Израильской Оперы

Симфонический оркестр Ришон ле-Циона и Израильской Оперы представляет совместный проект с городами-побратимами Люблином и Мюнстером, посвященный 1700-летию еврейской общины Германии.

Израильским меломанам представляется редчайший случай услышать в полном исполнении одно из величайших творений Густава Малера – его Вторую симфонию «Воскресение», благодаря проекту «Еврейская жизнь» при участии музыкантов и певцов из Мюнстера, Люблина и Ришон ле-Циона.

В сентябре 2022 года Симфонический оркестр Ришон ле-Циона и Израильской Оперы проведет совместный проект с двумя городами-побратимами - Люблином в Польше и Мюнстером в Германии.

Изначально этот проект должен был пройти в мае 2021 года, но из-за коронавируса был перенесен на сентябрь 2022 года. 1 сентября 2022 пройдет концерт в Мюнстере, а затем два концерта в Израиле - 11 сентября в Ришон ле-Ционе и 12 сентября в Тель-Авиве. Изначально также планировался концерт в Люблине, но война в Украине помешала его организации из-за сложностей логистики, вследствие скопления беженцев в Польше.

В проекте участвуют 160 музыкантов и певцов из Израильского Симфонического оркестра Ришон ле-Циона, Мюнстерского Симфонического оркестра, Хора Люблинского католического университета имени Иоанна Павла II и Хора Люблинского музыкального театра.

В концертах прозвучит Вторая симфония Малера – «Die Auferstehung» - «Воскресение» – монументальное произведение как по значимости, так и по продолжительности.

Дирижер - Голо Берг, главный музыкальный руководитель Мюнстерского Симфонического оркестра. В концерте принимают участие солистки Стефани Ирани - меццо-сопрано и Кристиана Либор – сопрано.

Проект проходит при поддержке Европейского Союза и станет частью мероприятий, посвященных 1700-летию еврейской общины Германии. Проект также поддерживается Министерством иностранных дел Германии, муниципалитетом Мюнстера и различными фондами, муниципалитетом Люблина и муниципалитетом Ришон ле-Циона.

Концерт в Ришон ле-Ционе проходит в рамках празднования 140-летия города.
Фото предоставлено Симфоническим оркестром Ришон ле-Циона и Израильской Оперы.

«Писать симфонию – значит всеми средствами имеющейся техники строить новый мир».
Густав Малер

«Пока я могу выразить мое переживание в словах, я наверняка не сделаю из него никакой музыки, - писал Малер. - Потребность высказаться музыкально-симфонически возникает только там, где царят смутные ощущения, у двери, которая ведет «в другой мир», - мир, где вещи не отделяются больше друг от друга местом и временем».

Малер писал свою Вторую симфонию - «Воскресение» - шесть лет. Симфония создавалась между 1888-м и 1894-м годами в Праге, Гамбурге и в Австрии. Первое исполнение прошло в Берлине 13 декабря 1895 года под руководством самого Густава Малера.

Для воплощения его задумки требовались очень большой оркестр, группа музыкантов за кулисами, необычные инструменты, большой хор, два солиста. Симфония эта необычна и по форме и по длительности (85 минут) - и до нее не было таких прецедентов.

Эта симфония стала для Малера способом выразить свои интеллектуальные размышления о сущности существования. Именно в симфонических произведениях, по мнению Малера, «действительно отражается целый мир - ты сам, так сказать, становишься всего лишь инструментом, на котором играет Вселенная». Но начинал он это сочинение как короткую симфоническую поэму под названием «Похоронный обряд» (Totenfeier): «Мы стоим перед гробом близкого человека. В последний раз мы осознаем его борьбу, его страдания, цели, ради которых он жил. И в то же время в нашем сознании всплывают вопросы: Зачем ты жил? Частью чего является жизнь?
С Вами это, наверное, случалось: Вы похоронили дорогого Вам чело­века, а потом, может быть, на обратном пути, возникает внезапно карти­на давно прошедшей минуты счастья; ничем не омраченное воспомина­ние проникает Вам в душу, как солнечный луч, и Вы почти забываете, что произошло недавно».

Малер сыграл эту пьесу дирижеру Гансу фон Бюлову, который ответил: «Если это музыка, то я не понимаю, что такое музыка». Эта реакция остановила Малера. Он несколько лет не возвращался к этому сочинению, а позже, когда вновь обратился к этой музыке, то писал свою 2-й симфонию постепенно, делая в работе перерывы.

Эта «апокалипсическая» симфония фактически превратила Малера в композитора, стоявшего у истоков реформации симфонической музыки 20 века. Малер, считавший, что «симфония есть мир и должна охватывать весь мир», превратил свои симфонии в образец нового духа, в котором в равной степени используются: традиции - в духе симфоний его предшественников и особенно Бетховена; демократический подход - сочетание музыки элитарной и народной; сложность и новаторство в построении и размерности произведения; разнообразие инструментов, сочетание и сплетение голосов.

Малером восхищались профессионалы и в то же время не признавали и даже презирали некоторые критики - его современники. Его музыка, исчезнувшая из программ оркестров после Первой мировой войны, вновь появилась и заняла достойное место только в 1960-х годах, благодаря ведущим дирижерам того времени, и, в первую очередь, Леонарду Бернстайну, который вернул Малера в Вену - в город, где Малер жил и работал, и где был забыт. Сегодня нет дирижера, который не считал бы свои записи произведений Малера вершиной своих творческих достижений: тот, кто управляет сложным механизмом огромного оркестра, хора, постепенно нарастающего напряжения симфоний Малера в течение долгих минут - тот может дирижировать всем.

Фото предоставлено Симфоническим оркестром Ришон ле-Циона и Израильской Оперы.

Чтобы создать своего рода переходы от части к части в этой симфонии, Малер вписал длительные паузы между исполнением частей симфонии. Первая ее часть – философская, размышляющая о смерти; вторая – шубертовская по своей природе - мягкая и игривая. По словам Малера, эта часть - «воспоминание о драгоценных моментах жизни ушедшего, луч света из дней его юности и невинности». В третьей части симфонии присутствует некий дух куража, выраженный в скерцо, адаптации сатирической поэмы о проповеди святого Антония, произнесенной перед рыбами. Малера так объяснял свою музыку: «Эта часть возвращает нас из мечтательной атмосферы второй части в реальность, в сумбур жизни. Шумное, непонятное существование становится угрозой». Текст «Первобытный свет» (Urlicht) в четвертой части, был добавлен Малером без привязки к произведению. Только на более позднем этапе он решил добавить к симфонии слова: «Эта музыка, которая задает вопросы о смысле человеческого бытия, - утверждал Малер. - Единственный ответ на все вопросы - это искупление».

В своем творчестве Малер использовал не только Ветхий Завет, но и Евангелие, для него в этом не было никакого противоречия. Как он сам говорил позже, он искал Бога и бессмертие души. Потому он и выделяет тему воскресение в эту отдельную симфонию, которая так и называется Die Auferstehung – «Воскресение». Малер никогда не был привержен одной идее, или какой-то одной музыкальной традиции - будь то чешская, еврейская или немецкая. Он был уверен, что его музыка отражает эту концепцию, а потому говорил, что его эпоха еще не наступила.

Во время работы над Второй симфонией Малер не мог найти идей для ее финала. Несколько строф он сочинил сам и продолжал искать, перечитывая многих поэтов: «Когда я попадаю в подобные ситуации, я обращаюсь к книгам и ищу в них некий рычаг для музыкальных идей. Но я не нашел ничего нужного ни в литературе, ни в Библии. Потом фон Бюлов умер, и я был на торжественной панихиде в его честь. Воспоминания о нем смешивались с размышлениями о симфонии. Во время панихиды хор исполнил хорал «Воскресение» на слова поэта Клопштока (Фридрих Генрих Клопшток - выдающийся немецкий поэт 17 века). Я чувствовал, что эти слова «Немедленно поднимись, сердце мое» были императивом, достойным стать финалом мой музыки». В хорале «Ты воскреснешь, да, воскреснешь ты после сна недолгого, прозвучали те строки, которые Малер так долго искал. Они и легли в основу финала. По этим строкам симфония стала известна как симфония «Воскресение».

Густав Малер (1860 -1911)

Симфония № 2 до-минор («Воскресение»)
Первая часть. Allegro maestoso

Вторая часть. Andante moderato

Третья часть. In ruhig fließender Bewegung

Четвертая часть. Urlicht. Sehr feierlich, aber schlicht

Пятая часть. Im Tempo des Scherzos


Дирижер Голо Берг

Голо Берг родился в 1986 году в Веймаре и получил музыкальное образование в университете имени Ференца Листа. Он совершенствовал свое мастерство под руководством Лорина Мазеля, Михаэля Гилена, Герда Альбрехта, Дмитрия Китаенко и других дирижеров. В возрасте 21 года Голо Берг, будучи очень молодым дирижером, был назначен художественным руководителем оперного театра в Мекленбурге. Позже был художественным руководителем и главным дирижером оперного театра города Хоф в Баварии и оркестра города Хоф; музыкальным руководителем Anhaltisches Theater в Дессау и театра в Западной Померании. С 2017 года Голо Берг является главным музыкальным руководителем Симфонического оркестра Мюнстера.

На протяжении многих лет Берг записывался для многих радиоканалов, включая Управление радиовещания Центральной Германии, Управление радиовещания Западной Германии и TokyoFM. Его записи с компанией CPO были высоко оценены профессиональной прессой. В 2008 году в компании ARTHAUS под его управлением вышла запись оперы «Тристан и Изольда» Вагнера.

Голо Берг недавно отметил 25-летие своей профессиональной карьеры. В его творческой копилке наработанный за четверть века богатый и разнообразный концертный репертуар, в котором немалое внимание уделено произведениям современных композиторов, свидетельством чего являются десятки записей мировых премьер под его управлением.

В качестве оперного дирижера он дирижировал постановками в оперных театрах Эссена, Лейпцига, Кёльна, Мангейма, Санкт-Галлена и в других театрах.
Помимо выступлений в качестве приглашенного дирижера многих оркестров в Германии и других европейских стран, Голо Берг часто дирижирует оркестрами в Японии, в том числе Токийским городским оркестром и Токийским Симфоническим оркестром. В ознаменование столетия Мюнстерского Симфонического оркестра он дирижировал постановкой «Кармина Бурана» с участием 600 хористов на концерте, состоявшемся на главной площади Мюнстера в июне 2019 года перед аудиторией в 5000 слушателей. В августе 2019 года компания CPO издала записи сочинений Фрица Фольбаха - основателя Мюнстерского Симфонического оркестра - в исполнении оркестра под руководством Голо Берга.

Мюнстерский симфонический оркестр

Мюнстерский симфонический оркестр, основанный в 1919 году, является одним из столпов музыкальной жизни города и, благодаря своей многолетней деятельности, получил также и национальное признание. В дополнение к классическим произведениям, в репертуаре оркестра много современной музыки, исполнение которой было одной из целей оркестра с момента его основания. В Мюнстер на протяжении многих лет приезжали для исполнения своих сочинений известные композиторы своего времени - такие как Ганс Пфицнер (1921) и Рихард Штраус (1924), а также Пауль Хиндемит (1955).
Оркестр Мюнстера был одним из первых немецких оркестров, инициировавших в 1975 году особую программу музыкального образования, которая вскоре распространилась по всей Германии. Под управлением дирижера Вилла Хамбурга (1992–2004) были выпущены первые компакт-диски оркестра. После него оркестром руководили Райнер Мюльбах (2004–2007) и Фабрицио Вентура (2007–2017), которые в 2012 году основали фестиваль религиозной музыки «Musica Sakra». С начала сезона 2017/18 оркестр возглавил Голо Берг. Обширная исполнительская и просветительская деятельность принесла оркестру множество наград и отличий, в том числе медаль Густава Малера (1981 г.) и награду за лучшую ежегодную концертную программу в Германии от Ассоциации музыкальных издателей (1993 г.) В 2013 и 2015 годах Мюнстерский симфонический оркестр дал концертные туры в Милане, Флоренции и Модене.

Хор Люблинского католического университета имени Иоанна Павла II
Хор Люблинского католического университета имени Иоанна Павла II существует уже более века (он был основан в 1921 году) и исполняет классические произведения. В репертуаре хора - произведения а’капелла и сочинения польских композиторов и композиторов других стран, от ранних периодов до настоящего времени: произведения Моцарта, Бетховена, Баха, Брукнера, Шимановского, Гурецкого - и вплоть до музыки Нино Рота.

Хор участвовал в более чем ста национальных и международных фестивалях и удостоен многих призов и наград. В 1996 году хор участвовал в симпозиуме, посвященном хоровой музыке, проходившем в Сиднее в Австралии и в подобном симпозиуме в Сеуле в Южной Корее в 2014 году. Хор выступал во многих городах Европы, Северной и Южной Америки – в США, Канаде, Мексике, Аргентине и Чили, а также в ЮАР, в Южной Корее и в Австралии и был высоко оценен слушателями.

Хор Люблинского музыкального театра
Хор Люблинского музыкального театра участвует в оперных постановках, опереттах, концертах, музыкальных шоу и в постановках сказок для детей, а также в театральных спектаклях. В репертуаре хора произведения известных композиторов, в том числе Верди, Бизе, Моцарта, Штрауса и других. Благодаря высокому уровню хора, он участвует во многих постановках, среди которых «Травиата», «Кармен», «Волшебная флейта», «Страна улыбок», «Скрипач на крыше», «Цыганский барон», «Летучая мышь». В своей насыщенной музыкальной деятельности хор представляет лучшие оратории и кантаты, в том числе произведения Брукнера, Моцарта и многих других.

Профессор Гжегож Пецка является дирижером и музыкальным руководителем обоих хоров.

Сопрано Кристиана Либор
Кристиана Либор родилась в Берлине. Закончила обучение в консерватории под руководством Дитриха Фишера-Дискау, Юлии Варади, Ганса Хюттера и Бриджит Фассбендер. Кристиана Либор пела под управлением таких известных дирижеров, как Курт Мазур, Ашер Фиш, Инго Мецмахер, Марк Минковски, Гельмут Риллинг, Симона Янг, Себастьян Вайгле и Яп ван Зведен. В ее репертуаре – партии из опер «Фиделио» Бетховена, «Турандот» Пуччини, «Летучий голландец», «Зигфрид» и «Сумерки богов» Вагнера, исполненные в различных европейских оперных театрах, а также в Австралии и США.

Меццо-сопрано Стефани Ирани

Стефани Ирани родилась в Баварии в Германии, с отличием окончила Высшую школу музыки и театра в Мюнхене. Удостоена стипендии Фонда Иегуди Менухина, приза конкурса имени Роберта Шумана, приза Немецкого театрального союза и приза национального конкурса вокалистов в Берлине. Она выступала в опере Пармы в «Риголетто» (Верди), «Так поступают все » (Моцарт) и в «Сценах из «Фауста» Гёте» (Шуман), а также участвовала в гастролях оперного театра в Китае. Пела в оперных театрах Турина, Неаполя, Анконы и Лиссабона. Выступала под управлением Зубина Меты, Гельмута Рилинга, Фабио Бьонди, Рафаэля Фрюбека де Бургоса, Бруно Бартолетти, Ашера Фиша и Джеффри Тейта. Стефани Ирани выступала с сольными концертами в Лондоне, Перте, Вене, Барселоне, Мюнхене и Тель-Авиве.

Грандиозное исполнение Второй симфонии Малера, посвященное 1700-летию еврейской общины Германии, при участии 160 музыкантов и певцов Симфонического оркестра Ришон ле-Циона и Израильской Оперы, Мюнстерского Симфонического оркестра, Хора Люблинского католического университета имени Иоанна Павла II и Хора Люблинского музыкального театра состоится:

11 сентября - в Гейхал Меир ле-Тарбут, Ришон ле-Цион, 20:00
12 сентября - в Бейт ха-Опера, Тель-Авив, 20:00

Билеты в кассе «Браво»: https://bit.ly/3cn0DD5

Текст подготовила Маша Хинич.

Все фотографии предоставлены Симфоническим оркестром Ришон ле-Циона и Израильской Оперы.

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting