«Алеко» и «Сельская честь»

Страсть, предательство, ненависть и ревность в двух историях двух культур. Лола изменяет Альфио, Земфира изменяет Алеко, кровь кипит! Израильская Опера представляет две одноактные оперы: «Сельская честь» Масканьи и «Алеко» Рахманинова. Режиссер: Джоан Антон Реки (Андора). Дирижер – Алессандро Де Марки (Италия). Оперный Театр Тель-Авива с 13 по 22 января 2023 года.

«Сельская честь» четырежды появлялась на подмостках Израильской оперы: в 1992, 1995, 1997 и в 2011. Последняя постановка, помнится, произвела на меня глубокое впечатление. «Алеко» на сцене Израильской Оперы ставится впервые. Символично, что в январе 2023 года – года, когда во всём музыкальном мире отмечается 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова.

Пушкинские цыгане и суровые сицилийские крестьяне весьма органично миксуются на одной сцене благодаря неожиданной находчивости режиссера Джоана Антона Реки, уроженца Андорры. Реки, впервые сотрудничающий с Израильской Оперой – помещает действие обеих опер в консервативную патриархальную атмосферу сицилийской деревушки 1960-х годов. (чтобы сильнее прочувствовать патриархальность и консервативность, вспомните знаменитую сцену первого свидания Майка Корлеоне и Аполлонии в «Крестном отце»). На окраине села расположился цыганский табор, где живут Алеко и Земфира. Жители деревни посещают цыганский рынок, и, таким образом, две оперы гармонично сплетаются друг с другом, создавая общую основу для обеих историй.

photo1673911893
*
*

Но не только схожий сюжет роднит эти две оперы.

130 лет назад два композитора в начале своего творческого пути в противоположных концах Европы написали две короткие одноактные оперы. Оба получили награды за свои дебютные работы: Пьетро Масканьи создал «Cavalleria Rusticana» («Сельская кавалерия», в русской традиции «Сельская честь») в 1890 году, участвуя в издательском конкурсе, и с тех пор «Сельская честь» (Cavalleria Rusticana) стала одной из самых популярных опер, а Сергей Рахманинов написал своего романтического «Алеко» в 1892-м году как дипломную работу в Московской консерватории, и уже тогда ярко проявился стиль композитора.

Первая опера 27-летнего Пьетро Масканьи произвела в Риме фурор и открыла новую страницу в истории музыки. Ее автора назвали восходящей звездой и преемником самого Верди.

Итальянское название оперы композитора Пьетро Масканьи на слух гораздо эффектнее: «Cavalleria Rusticana». Здесь сразу понятно, что в Сицилии измену не прощают.

Одноактная опера, состоящая из нескольких картин, где центральная сцена – сцена ревности и дикой супружеской ссоры, произвела на современников неизгладимое впечатление. Молодого композитора тут же окрестили наследником Верди, а его первую оперу – непревзойденным шедевром «трагедии в народном духе».

В 1890 году модный музыкальный обозреватель Семен Кругликов в 8-м номере петербургского журнала «Артистъ» разобрал по косточкам новоиспеченного итальянского гения и его сенсационный шедевр.

«В Италии Масканьи положительно герой дня! – написал критик. – Портреты его в окнах магазинов, и на страницах иллюстраций. На представления его оперы билеты берутся буквально с бою. Яркий, великолепный успех. В осеннем и зимнем сезонах «Cavalleria Rusticana» ставится более, чем на двенадцати итальянских сценах. Пойдет она, как говорят, этой зимою и у петербургских итальянцев. Велик-же, должно быть, талант Масканьи и замечательна его опера!»

Масканьи нарекли представителем новейшего оперного движения. Для вокалистов Масканьи писал «удобно», раскрывая богатство голосов и природных возможностей исполнителей.

Либретто этой оперы заслужило особого внимания, как один из самых распространённых и выигрышных сюжетов «об убийстве на почве ревности».

В течение жизни Масканьи «Сельская честь» только в Италии была исполнена 14 000 раз – это примерно 21 спектакль каждый месяц 55 лет подряд. Сейчас на мировых сценах опера дается более 700 раз в год.

Музыку из оперы «Сельская честь», сами того не подозревая, знают миллионы людей: романтика и драматизм саундтрека к кинофильму «Крестный отец», основанный на музыке Масканьи, завораживают.

17 дней работы над оперой, 19 лет ее автору… Кто бы мог подумать, что дипломная работа юного выпускника консерватории будет исполняться уже 130 лет. Выпускника звали Сергеем Васильевичем Рахманиновым, либреттистом дебютанта выступил В.И. Немирович-Данченко, а в основе сюжета лежала поэма Пушкина «Цыгане». «Алеко» со дня премьеры вошла в историю мировой оперы.

Написать оперу было обычным учебным заданием для выпускника консерватории на композиторском факультете, таким же, как на более ранних курсах написать фугу, сонату или симфонию. Рахманинов (как и в случае с Масканьи) был не единственным композитором, кто в тот год писал дипломную работу на это либретто – аналогичные оперы создали его однокурсники, Н.С. Морозов и Л.Э. Конюс. Пушкинские «Цыгане» использовались в качестве сюжета оперного либретто и до Рахманинова. В 1850 году появилась опера В.Н Кашперова, в 1880-е – работа Г.А. Лишина. Через 20 лет после Рахманинова оперу «Цыгане» написал один из главных представителей веризма Руджеро Леонкавалло. Всего на этот сюжет было создано 14 опер и 2 балета, не считая многочисленных романсов и оркестровой сюиты.

Пушкинские стихи также легли в основу многих романсов Рахманинова, известны его музыкальные наброски к «Борису Годунову» и «Полтаве», а сам он всегда считал себя учеником и последователем Чайковского. Сергей Васильевич признавался, что именно успех первой оперы побудил его к продолжению композиторской деятельности. Другие две оперы Рахманинова появились лишь спустя 13 лет.

На выпускном экзамене консерватории, где 7 мая 1892 года Рахманинов впервые сыграл «Алеко», присутствовал известный издатель К. А. Гутхейль, который немедленно заявил о желании купить права на печать произведения. В тот же год было выпущено фортепианное переложение, однако полная партитура так и не была издана. Ее первая публикация состоялась только в 1953 году.

Главные партии в этой двойной постановке исполняют известные израильские и зарубежные солисты.

Партию Алеко и партию Альфио в «Сельской чести» исполнят поочередно два ведущих баритона, выступающие на самых престижных оперных сценах мира – азербайджанец Эльчин Азизов и хорошо знакомый израильским меломанам румынский баритон Йонуц Паску.

В постановке «Сельской чести» участвуют тенора Сергей Поляков и Гектор Сандовал в роли Туридду, партию Сантуцци представят Анастасия Болдырева и Ира Бертман, Анат Чарны и Таль Бергман выйдут на сцену в роли Лолы, а израильские меццо-сопрано Шай Блох и Рона Шрира споют партию Лючии.

В постановке «Алеко» на сцену Израильской Оперы выйдут: Алла Василевицкая и Шакед Струл в роли Земфиры, Валентин Дитюк и Рон Зильберштейн исполнят партию молодого цыгана, Лев Эльгардт и Пнини Леон Грубнер предстанут в роли старого цыгана, Рона Шрира и Ярден Киперман представят образ старой цыганки.

Хор Израильской Оперы под управлением Асафа Бенрафа

Оркестр Оперы – Израильский Симфонический оркестр Ришон ле-Циона

«Сельская честь» – исполнение на итальянском языке. «Алеко» – исполнение на русском языке. Титры на иврите и английском языке. Перевод титров – Исраэль Юваль.

Спектакли состоятся:

Вторник | 17.01.2023 | 20:00

Среда | 18.01.2023 | 20:00

Пятница | 20.01.2023 | 13:00

Суббота | 21.01.2023 | 20:00

Воскресенье | 22.01.2023 | 18:00

За час до начала каждого представления в зале проходит вступительная лекция продолжительностью около получаса, вход на лекцию для обладателей билетов в этот вечер бесплатный.

Заказ билетов в кассе Израильской Оперы по телефону 03-6927777

Спектакли проходят в Оперном театре Тель-Авива имени Шломо Лахата – бульвар Шауль ха-Мелех 19, Тель-Авив

Посмотреть видео: האופרה הישראלית | עונת 22-23 | קוולריה רוסטיקנה - אלקו - YouTube

При подготовке текста использованы материалы пресс-релизов от Маши Хинич. Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting

Фото © Йоси Цвекер

еще фотографии - здесь