Были и небылицы Эрнста Теодора Амадея Гофмана!

В названии «Сказки Гофмана» меня всегда смущало слово «сказки». В сказках добро всегда побеждает зло, а заканчивается все “пирком да за свадебку”. У Гофмана же не сказки, а россказни, небылицы. А вместо “они ушли в закат, взявшись за руки” - “все умерли”.
Вот такие фантасмагорически оформленные небылицы мы и увидели в новой постановке «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха, открывшей сезон в Израильской Опере.
Грандиозная зрелищная постановка знаменитого итальянского режиссера, художника и сценографа Стефано Пода, пять лет назад поразившего израильскую публику постановкой «Фауста», вновь изумила!
Четыре зыбких мира грез, где явь переплетена с видениями, а может и галлюцинациями, судя по количеству выпиваемого главным героем. Поэтому все вокруг качается, вращается, переворачивается вверх дном в буквальном смысле: декорация комнаты Гофмана-поэта - вращающийся куб, вписанный в окружность, вписанную в квадрат. Поэтому от тенора Чарзла Воркмана требовалось виртуозное владение не только голосом , но и телом: малейшая неточность - и ты грохнешься с потолка на далекий пол сцены. Но усилия оправданны: зрелище медленно вращающегося в пьяном любовном дурмане главного героя завораживает, а листы рукописи вылетают из пишущей машинки снежными хлопьями и кружат, и кружат в этом крутящемся, но не двигающемся замкнутом мирке, “в комнате с белым потолком, с правом на надежду”
Границы сцены отмечены огромными стеллажами, на которых расставлены сотни узнаваемых по музейным походам предметов искусства.
В центре сценического пространства Пода создает для каждой из историй свой мир, в котором появляются и исчезают персонажи.
Роскошно одетые механические куклы в прозрачных витринах, великие оперные дивы в стеклянных футлярах, женщины и мужчины в отливающих золотом венецианских масках и плащах, под которыми наверняка спрятаны кинжалы. Мрачные черные-черные фигуры в высоких цилиндрах, увенчанных пышными плюмажами. Кто-то в алой шелковой рубашке, до боли напоминающий Карла Лагерфельда с его черными очками и белоснежным хвостиком.
А эти застывшие белые лица-маски, блестящие лаком, в обрамлении одежды из красного лака! Ах-ах! Для каждого образа Пода создал восхитительные костюмы!
Стефано Пода ловко балансирует на грани классического и современного искусства, придумывает параллельные миры, наполненные глубоким смыслом, утонченной роскошью, блеском art-deco и рафинированным символизмом. Такой подход всегда привносит в классические постановки невероятную свежесть. Мои всегдашние опасения увидеть на сцене пронафталиненный, изъеденный молью плюш, не сбылись: ура-ура!
У каждой истории – свои визуальные символы, гигантские гротескные образы вроде огромной виниловой пластинки, гондолы, огромного колеса рулетки.
Еще вдруг обращаешь внимание, что механическая кукла всплывает спустя десятилетия в “Трех толстяках” Юрия Олеше и поздне-советском мистическом фильме “Господин оформитель” по рассказу Александра Грина «Серый автомобиль» с фантастическим Виктором Авиловым в главной роли.
А волшебные очки Коппелиуса ловко позаимствовал жулик из Изумрудного города.

Главные партии в этой сложной составной опере исполняют известные солисты из Израиля и из-за рубежа. Партию Гофмана исполнят поочередно два ведущих тенора, выступающие на самых престижных оперных сценах мира – итальянец Оресте Козимо и американец Чарльз Воркман. Роли четырех злодеев, персонажей, пытающихся навредить Гофману в каждой из историй, исполнят итальянский баритон Вито Прианте и хорошо знакомый израильским меломанам румынский баритон Йонуц Паску.
Партию музы, переодетой в Никлауса, лучшего друга Гофмана, споют Анат Чарны и Шай Блох. Партию Антонии исполнят Алла Василевицкая и Ира Бертман. Партию Олимпии – Хила Фахима и Вероника Брук. Партию Джульетты – Элинор Зон и Шакед Строл.
Известный французский тенор-певец Венсан Ордоно исполнит роли четырех разных слуг – персонажей разных историй. В постановке «Сказок Гофмана» в Тель-Авиве также примут участие Юрий Кисин, Скотт Уайлд, Ноах Бригер, Одед Райх и другие.

здесь
Фотогалерея

Жак Оффенбах.
Сказки Гофмана (Les contes d‘Hoffmann)
Фантастическая опера (Opéra fantastique) в трех действиях с прологом и эпилогом (1881 г.). Либретто (по-французски) Жюля Барбье, основанное на пьесе самого Барбье и Мишеля Карре, которая, в свою очередь, основана на трех новелллах Э.Т.А. Гофмана.
Время действия: начало XIX века.
Место действия: Германия и Италия.
Первое исполнение: Париж, 10 февраля 1881 года.
Дирижер – Дан Эттингер
Поставка и сценография – Стефано Пода
Копродукция с l’Opera de Lausanne и l’Opera Royal de Wallonie, Liege
Солисты:
Гофман – Оресте Козимо / Чарлз Воркман
Никлаус (Муза) – Анат Чарны / Шай Блох
Линдорф / Коппелиус / Миракль /Дапертутто – Вито Прианте / Йонуц Паску
Олимпия – Хила Фахима / Вероника Брук
Антония – Алла Василевицкая / Ира Бертман
Джульетта – Элинор Зон / Шакед Струль
Андреас / Кошниль /Франц / Питтикиначчо – Венсан Ордоно
Креспель – Скотт Уайлд / Ноах Бригер
Лютер – Яир Полищук / Юрий Кисин
Герман – Юрий Кисин /Пнини Леон Грубнер
Шлемиль – Одед Рейх
Спаланцани – Энтони Уэбб
Натанаэль – Ошри Сегев
Мать Антонии – Рона Шрира / Ярден Киперман
Хор Израильской оперы под управлением Ассафа Бенрафа
Оркестр Оперы – Израильский Симфонический оркестр Ришон ле-Циона
Исполнение на французском. Титры на иврите и английском языке. Перевод титров – Исраэль Юваль
Вторник | 08.11.2022 | 20:00
Четверг | 10.11.2022 | 20:00
Пятница | 11.11.2022 | 13:00
Суббота | 12.11.2022 | 20:00
Воскресенье | 13.11.2022 | 18:00
Понедельник | 14.11.2022 | 20:00
Среда | 16.11.2022 | 20:00
Пятница | 18.11.2022 | 13:00
За час до начала каждого представления в зале проходит вступительная лекция продолжительностью около получаса, вход на лекцию для обладателей билетов в этот вечер бесплатный