Художница, которая спасает айсберги, или Плач по ледникам

В иврите айсберги и ледники обозначаются одним словом. Художницу Ронит Керет интересую и то, и другое – тает всё. Не тает только ощущение, что экологическая катастрофа грозит планете и всем нам.
Ронит Керет хочет спасти ледники… Две ее персональные выставки – «Tears» – открылись одновременно в Институте Вайцмана в Реховоте (куратор Ивсам Азгад, с 21 апреля по 15 июля) и в Palazzo Mora на Венецианской биеналле (куратор Вера Пильпуль, с 20 апреля по 27 ноября 2022 года).

Две новые выставки – две крупные site-specific инсталляции и два видео в двух нетрадиционных выставочных пространствах. И одна тема – экологический кризис. Обе выставки Ронит Керет – мультидисциплинарной художницы – посвящены экологическим кризисам, ведущим к глобальным катастрофическим климатическим изменениям на нашей планете. Выставки фокусируются на айсбергах, ледниках и опасностях, к которым может привести их таяние – от наводнений и засух до возможных последствий, вследствие которых миллионы климатических беженцев будут вынуждены покинуть места своего проживания. Но, несмотря на такую тяжелую и животрепещущую тему, Ронит Кедар одновременно ведет диалог с историей искусства и с художественным опытом, на оси между живописью, скульптурой и инсталляциями, между фигуративными образами и абстракцией.

Ронит Керет занимает вопрос, что останется, когда исчезнет само понятие «существование». Это существование той жизни, какой мы ее знаем на планете Земля: природа, ее ресурсы и ландшафты, ее хрупкость и угрожающая опасность исчезновения. В то же время, перемещая зрителя из «нейтрального» выставочного пространства в другое, «природоподобное», Керет предлагает попытаться через произведение постичь природу и ее смысл. Постичь через материальное воплощение метафоры.

Керет придает технологиям скульптурную ауру, сообразующую с теми пространствами, где размещены ее инсталляции, для которых она использует пенопласт, научное название которого пенополистирол – искусственный долговечный материал, одно из изобретений, связанное с международными промышленностью и торговлей, которые сами по себе являются одними из основных факторов, приводящих к загрязнению окружающей среды. Цепочка производства этого полимера начинается с нефти; он используется, среди прочего, для упаковочных материалов и теплоизоляции – и Ронит Керет считает, что это самый подходящий материал, «самая подходящая и острая аналогия» для инсталляций, изображающих ледники/айсберги на двух ее на выставках.

Ронит Керет более 10 лет занимается вопросам экологии и окружающей среды, представляя свои инсталляции на многих выставках в Израиле (Иерусалим, Нагария, Эйн-Ход) и по всему миру – от Кореи до Италии. Забота о будущем мира перед лицом климатического кризиса – тема, лежащая в основе ее работ, а пенопласт – основной материал, с помощью которого она выражает свои бурные эмоции. Ронит Керет ухитряется придать пенопласту не только форму, но и уникальную ауру… Она исследует материал и его форму, а также пространство, которое он создает, жесткость и функциональность пенополистирола, облицовки ящиков и контейнеров. И превращает все это в пластический художественный материал, в новые, фантастические и захватывающие скульптурные конструкции, уводящие посетителей в подводное царство. И вообще – все это только вершина айсберга: призыв спасти мир через использование загрязняющего тот же мир материала.


Фото - © Ави Хай

В Венеции (куда Ронит Керет попала, выиграв международный конкурс, в котором участвовали 12.000 художников) в иммерсивной инсталляции скульптурные изображения ледников заполняют пространство зала от пола до потолка, а рядом с ними расположены видеоработы, также посвященные аспектам экологической угрозы, и все это сопровождаются саундтреком – записью звуков ломающихся и падающих глыб льда. А в видеоработах то ли бегут, то ли плывут черные лошади – представители животного мира, которым уже приходится выживать в условиях изменения климата. Дикие кони скачут во время бури и спасаются от надвигающейся катастрофы, мчатся на фоне ледяной прерии: громыхают и падают гигантские ледники, а вместе с ними в пропасть падает табун лошадей.

Учитывая тот объем работ, которые создает Керет – картины, рисунки, инсталляции, объекты, видео и фотографии – удивительно, что ее путь в искусстве начался «слишком поздно», по ее словам, когда она была лектором по научной литературе в Хайфском университете. «Творчество всегда присутствовало в моей жизни, но, вероятно, существовал какой-то клапан, и мне нужно было что-то, чтобы он открылся», – говорит Ронит. И это случилось – Ронит записалась на академическую программу по изучению искусства и начала рисовать – сначала ночами, потом все больше и больше. Ронит Керет имеет степень магистра художественного образования в Университете Лидса, Англия (1998–2001). Позже она поступила в художественный колледж «Бейт-Берл» и по его окончании в 2009 году представила свою первую выставку.
С пенополистиролом, который сегодня фигурирует в большинстве ее работ, Керет начала проводить эксперименты еще во время учебы, но прорыв в работе с этим материалом случился после путешествия в Южную Америку, в области ледников в Патагонии в Аргентине. «В течение нескольких часов я стояла как завороженная перед ледником Перито Морено и не могла оторвать от него глаз. Когда мы вернулись в Израиль, я рисовала ледник снова и снова. Однажды утром я проснулась с чувством, что должна защитить и спасти ледник, сохранить память о нем, и пенопласт показался мне подходящим материалом для этого. Я начала чистить пенополистирол, выброшенный из мусорных баков (по сей день Ронит собирает пенопласт для своих работ на улицах), мыть его и придавать ему форму ледника, включая ледяные ступени, шипы и выступы». Каждая работа состоит из тысяч (если не десятков тысяч) кусков и кусочков, каждый из которых обрабатывается по-своему. Куски-кусочки пенопласта соединились в огромные ледники, которые покрывают пространство и эта серия работ получила название «Слезы». Перито Морено выглядит как миллионы слез. Сотни тысяч маленьких кусочков, которые кристаллизуются в огромный ледник – от пола до потока выставочного зала.

Ронит Керет. Фото – Инбаль Мармари

Сейчас, спустя свыше десятилетия, природное явление, которое потрясло Ронит Керет, заставило ее глубоко погрузиться в проблему климатического кризиса. При этом ее первая работа из пенопласта «Лес» родилась в ответ на страшный пожар, вспыхнувший на Кармеле в 2010 году, и в память о 44 погибших в нем, и состояла из 44 фигур. Из года в год температура на Земле продолжает расти, некоторые утверждают, что это всего лишь вопрос полутора градусов, пока мы не достигнем точки невозврата и не столкнемся с огромной экологической катастрофой. Исчезновение ледников приведет к тяжелым последствиям и нарушит равновесие в природе. Ронит Керет много лет исследует эту тему и стремится через свои работы пробудить нас и спасти ледники, которые тают на наших глазах.

«Всего 1,5 градуса по Цельсию — это все, что лежит между нами и полным исчезновением земных ледников. Исчезновение, которое привело бы к полному затоплению планеты и прекращению жизни на земле, какой мы ее знаем. Без существенных изменений в нашем образе жизни мы достигнем точки невозврата раньше, чем думали. Мы склонны думать, что это не «настоящая» проблема, что это проблема детей наших детей. Однако в Патагонии, Чили, минута за минутой экологическая катастрофа становится ощутимой. Ледник Перито Морено, около 250 квадратных километров толстого льда, разрушается в море с невероятной скоростью. Ледяные «здания» мощно скатываются в море под ними, рассказывая историю болезненного явления. Мое видео иллюстрирует опасность для человеческого существования, которую представляет эрозия природы. Я стараюсь предоставить зрителям эмоциональное и духовное пространство, в котором они могут испытать эту опасность».


Одна из инсталляций, длиной в 7 метров, расположена в Институте Вайцмана в Реховоте – в Здании наук о Земле, вторая – в Венеции, в городе, ставшим одним из печальных символов глобального потепления, страдающем и от наводнений и от засухи.

Институт наук имена Вайцмана, здание наук о Земле и окружающей среде имени семьи Зусман, Реховот,
Часы для посещения: с воскресенье по четверг: с 09:00 до 15:00

Палаццо Мора, зал 214, Венеция, Италия. с воскресенье по субботу (кроме вторника) с 10:00 до 18:00.

http://ronitkeret.com/

Маша Хинич. Все иллюстрации и фотографии (© Ави Хай) предоставлены Ронит Керет