«Идеальное предложение» от «Ансамбля 21 века»

image
На верхнем фото: Кассандра Миллер. Photo by Benjamin Ealovega

«Идеальное предложение» («Perfect Offering») – так называется произведение для семи музыкантов Кассандры Миллер, знаменитого композитора, канадки по происхождению, живущей в Лондоне. «Perfect Offering» – это и идеальное приглашение на концерт «Ансамбля 21 века», который пройдёт 8 января 2022 года в Тель-Авивском музее искусств под руководством дирижёра Илана Волкова и в программу которого вошли произведения исключительно композиторов-женщин. Помимо «Perfect Offering» Кассандры Миллер, будет также исполнена пьесы «Сoncordanza» («Согласие») Софьи Губайдулиной, чьи философские представления о творчестве и свободе личности можно выразить словами «творчество продолжает дело творения». Истиной Губайдулина считает и органичный синтез культур Запада и Востока – в философии и художественном языке. Она избегает затвердевшие культурные наслоения, ищет некие пра-состояния духа. «Стиль заставляет себя же повторять, это накладывает на человека некие оковы. Я предпочитаю состояние «прахудожника», докультурного состояния художника» – таково кредо, высказанное Губайдулиной.
Также в программе концерта 8 января: «Finché si sente la sabbia» («Пока ты чувствуешь песок») израильтянки Рахель Бежа, живущей в Милане; «Spielt, Kinderlach» Шири Райзман и «Trismus» Наамы Зиссер из Лондона. Концерт «Perfect Offering» – третий в музыкальной серии «Открытия» нынешнего сезона «Ансамбля 21 века» и первый в новом – 2022-м – году. Концерт необычной музыки, которую хочется слушать и слушать. Музыки новой – как и должно быть в новом году.
И это не лёгкая «женская» развлекательная музыка, а подобранные с большим вкусом необычные академические произведения современной классики. Отчасти медитативные, отчасти завораживающие, привычные и непривычные, новые и соотносящиеся с традициями. И все эти описания в полной мере можно отнести к музыке 45-летней Кассандры Миллер, сочиняющей произведения вокальные, камерные, оркестровые и уже не в первый раз сотрудничающей с дирижером Иланом Волковым.

Кассандра Миллер – композитор-экспериментатор, в её музыке – медитативной, завораживающей, даже магической явственно слышны и шаманские песнопения и буддистские мотивы, переживания и голоса. Миллер часто использует транскрипцию как часть своего творческого процесса, посредством которой она усиливает выразительные вокальные качества уже существовавшей музыки, одновременно преображая её. Миллер создаёт не просто музыку – а скорее музыкальное пространство, гостеприимное и глубокое. Миллер часто основывает свою работу на уже существующей музыке, применяя, к примеру, компьютерную транскрипцию к исполнению Куртом Кобейной народных песен или к записи Марии Каллас, поющей «Vissi d’arte » из оперы «Тоска» Пуччини. Она исследует музыку через повторы и циклы, зачастую до неузнаваемости меняя исходный материал.
Что же касается непосредственно«Perfect Offering» – это произведение новое, созданное во время разгара пандемии в 2020-2021-м годах, в изоляции под впечатлением от слов Леонардо Коэна из его песни «Позвони в колокольчики, которые все еще могут звенеть, забудьте о своем идеальном предложении» – строчки о том, как колокольчики отмечают время. Хотя сама пьеса Кассандры Миллер «Perfect Offering» – вовсе не о Леонарде Коэне, а скорее о том что используя его слова как мантру, Кассандра превращает процесс сочинения в медитацию. И ей это, безусловно удалось, так как она создала музыка медитативную и завораживающую, сотканную из колокольных узоров, работая с записью колокольного перезвона из монастыря во Франции, замедляя и ускоряя её, используя скрытые мелодии колокольного резонанса, объединяя их как чередующиеся строки.
Кассандра Миллер удостоена ряда премий за камерную и классическую музыку. Стоит отдельно отметить, что её дуэт для виолончели с оркестром, написанный для Чарльза Кёртиса и Шотландского симфонического оркестра BBC, был признан одним из «лучших произведений классической музыки 21 века» (The Guardian, 2019).
Миллер также дважды выигрывала канадскую награду в области современной классической музыки – Премию Жюля Леже за новую камерную музыку в 2011 и 2016 годах.
Достаточно часто Кассандра Миллер пишет произведения для конкретных исполнителей, что предполагает их непосредственное участие в творческом процессе. Среди её ближайших соратников в этой области – сопрано Джульет Фрейзер, виолончелист Чарльз Кертис, пианист Филип Томас, скрипачка Сильвия Тароцци, скрипачка Мира Бенджамин, альтист Лоуренс Пауэр и дирижер Илан Волков, который и представит «Perfect Offering» Кассандры Миллер тель-авивской публике, после того, как её сочинения уже исполняли в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Германии, Австрии, Италии, Норвегии, Уругвае, США и Канаде. Не будем перечислять все оркестры, которые играли её музыку – от Лондона до Торонто, от Барселоны до Лос-Анджелеса, но поверьте – «Ансамбль 21 века» оказался в очень достойной компании.
Кассандра Миллер также много преподаёт, ставя во главу угла своей педагогической философии сомнения в принятии канонов музыки.
Она преподавала и читала лекции о своей музыке в США в Стэнфордском университете, Колумбийском университете и в CalArts в Калифорнии; в Великобритании в Королевской музыкальной академии, в Бирмингемской консерватории, Центре исследований новой музыки в Хаддерсфилде и Университете Брунеля; в Канаде в Университете Макгилла, Университете Манитобы, Монреальской лаборатории современной музыки и т.д. С 2010 по 2013 год она занимала пост художественного и генерального директора Innovations en Concert – некоммерческой ассоциации экспериментальных концертов и фестивалей камерной музыки в Монреале, поддерживающей многих молодых композиторов. С 2018 года Кассандра Миллер стала профессором композиции в Гилдхоллской школе музыки и драмы в Лондоне.

« Trismus » Наамы Зиссер – сочинение для фортепиано и камерного ансамбля.
«Trismus» происходит от греческого слова тригмос / тризмос, что означает крик, дребезжащий звук, скрип, скрежет или треск. Это также медицинское название явления тризма – блокировки челюсти, спазма мышц. «Полгода назад, – пишет Наама, – во время пребывания в Австралии я проснулась утром с заблокированной челюстью. После этого начался долгий и утомительный процесс лечения, в котором моя повседневная реальность неизмеримо изменилась. По следам моего состояния и было создано это произведение для фортепиано и ансамбля. С помощью музыки я зарисовала процесс, который исследует проблему ограничения движения в его различных оттенках».
Наама – израильский композитор, живущий в Лондоне. Её работы часто сочетаются с другими формами искусства, с акцентом на оперу, современный танец, театр. Её музыка связана с интонацией, текстурами, повторением, интимностью и ностальгией и описывается как «свободная от клише».Нааме заказывал музыку Лондонский симфонический оркестр, Королевский оперный театр, Иерусалимский симфонический оркестр и другие. Музыка Наамы исполнялась на многих международных фестивалях в Европе, Америке и Израиле. Недавно она написала оперу «Мамзер» («Бастард») – оперу, в которой используется канторская музыка и традиционные еврейские религиозные мелодии, что неслучайно: Наама родилась в 1988 году в Израиле в ортодоксальной -семье. Она переехала в Лондон в 2010 году после прохождения военной службы в качестве пианистки в армейском оркестре ВВС Израиля. Наама училась в Королевском музыкальном колледже, где была удостоена приза Hursltone & Cobbet за выдающиеся творческие достижения. По окончании учёбы она получила визу для выдающихся талантов, выданную Советом по делам искусств, для проживания и работы в Великобритании. Недавно Нааама Зиссер защитила докторскую диссертацию в Гилдхоллской школе музыки и драмы, исследуя взаимосвязь между ортодоксальной еврейской канторской музыкой и оперой.

« Finché si sente la sabbia » Р ахель Бежа сочинение для 11 музыкантов.
Источником вдохновения для написания этой работы стал феномен преемственности в музыке, непрерывности, создаваемой постоянным изменением звука и его распределения между различными инструментами. Это произведение представляет собой единый непрерывный поток звуков, который постоянно меняются. Эта непрерывность походит на пейзаж, изменяющийся на наших глазах, но остающийся прежним.
Рахель Бежа в настоящее время живёт в Милане. Она окончила музыкальную консерваторию имени Верди в Милане. Её музыка исполнялась в Америке, Европе и на Ближнем Востоке такими ансамблями, как Modern Ensemble, Divertimento Ensemble, Ensemble Multilatérale, Tana Quartet, Mdi Ensemble, Mise-ensemble и другими.

« Spielt , Kinderlach » Шири Райзман
Вот что пишет об этом сочинении сама Шири Райзман: «Музыка этой пьесы позволяет мне самой играть и фантазировать, представляя в воображении огромную детскую площадку, на которой происходят забавные и странные события. Иногда счастливые, иногда выходящие из-под контроля. Я искала возможности создать смесь из образов, озорства, флирта, парада слонов, смеха, ведьм, кабаре и плача одного несчастного мальчика».
29-летняя Шира Райзман – композитор, певица, дирижёр, окончившая Иерусалимскую академию музыки и танца. Ученица композиторов Йосефа Барданашвили и Карла Вольнянского. В настоящее время она учится в Музыкальной академии Граца.
Связь между человеческим голосом и инструментальной музыкой, противоречие между импровизацией и исполнением по нотам – этот те темы, которые интересуют Райзман, наряду с индийской и арабской музыкой, ставшими для нее одним из источников творчества.
Музыка Шири Райзман исполнялась в Испании, Италии и Израиле, она призёр многих международных стипендий и грантов в области композиции.


«Ансамбль 21 века» был первым в израильском музыкальном мире, кто начал регулярно исполнять современную академическую музыку в концертных залах. «Ансамбль 21 века» внёс большой вклад в знакомство израильских меломанов с современной музыкой, исполняя премьеры сочинений израильских композиторов и сотрудничая со многими дирижёрами и композиторами из разных стран. Как и в предыдущие сезоны, «Ансамбль 21-го века» продолжает делать «моментальные снимки» музыкального разнообразия, предлагая слушателям широкую музыкальную панораму в данном случае творчества современных композиторов, работающих в совершенно разных стилях.
«Ансамбль 21 века» был основан в 1991 году Даном Юхасом и Замирой Луцки. В состав ансамбля входят 14 музыкантов. Ансамбль, регулярно выступает и делает записи на Израильском радио, участвует во многих европейских фестивалях. В 2005 году ансамбль открыл в Яффо свой центр современной музыки и искусства – зал «ха-Тейва» в Яффо.


«Ансамбль 21 века». Третий концерт серии «Открытия»

«Perfect Offering» века. Дирижер Илан Волков.
8 января 2022 года, суббота, 20:30. Тель-Авивский музей искусств.
Заказ билетов

Сайт «Ансамбля 21 века»

Страница в фейсбуке

Страница мероприятия

Все фотографии предоставлены пресс-службой «Ансамбля 21 века»