Наталья Осипова в новой версии «Кармен»

Совсем скоро израильским зрителям представится уникальная возможность увидеть феноменальную балерину Наталью Осипову, прима-балерину лондонского Королевского балета, в новой современной танцевальной постановке «Кармен». Балетные спектакли пройдут в Израильской опере 2 и 3 апреля 2023 года.

Действие этого необычного балета разворачивается как «театр в театре», точнее даже, как «театр в кино»: танцоры здесь то и дело перевоплощаются в актеров и режиссера, снимающих фильм. И – как сделал некогда Карлос Саура в культовом фильме «Кармен» – здесь реальность, неоднократно преломляясь, растворяется в вымысле, а вымысел – в реальности, так что вы уже не можете угадать, кто из персонажей – настоящий.

Сюжет Проспера Мериме знают все – благодаря опере Бизе, чья музыка тоже отчасти звучит в этом балете, искусно смешанная с современной джазовой партитурой

Дэйва Прайса и помещенная в современный контекст. Точно так же, как собственно история Кармен: если у Бизе она представляла собой сладкую мужскую фантазию 19 века о раскрепощенной женской сексуальности, о свободном духе, дающем волю воображению, то ныне все эти страсти остались в прошлом. Сегодня нам нужна Кармен нового времени. И вот – она появилась.

Неотразимая антигероиня Кармен стала идеальной ролью для балерины Натальи Осиповой, примы-балерины лондонского The Royal Ballet, названной британской прессой «одной из 12 величайших балерин всех времен». Хореограф-режиссер нового спектакля, знаменитая голландка Диди Вельдман переосмыслила любовный треугольник между Кармен, Эскамильо и доном Хосе как драму на съемочной площадке между дивой, режиссером и партнером звезды по фильму. Наталья Осипова исполняет заглавную партию в истории о знаменитой цыганке, которая здесь не совсем цыганка, а… но давайте сохраним интригу. Заметим лишь, что героиня Осиповой вовсе не та беззаботная обольстительница, какую мы привыкли видеть: ее Кармен представляется куда более сложной личностью. Этой новой Кармен есть что сказать о смешении реального и вымышленного влечения, а также о страстной любви на сцене и ревности за кулисами.

Используя неординарную хореографическую лексику и причудливое чувство юмора, Диди Вельдман создала постановку, где нас приглашают заглянуть в ту самую Зеленую комнату, где обычно находятся исполнители, когда они не заняты на сцене. В этой комнате отдыхают то ли реальные, то ли вымышленные персонажи – Кармен, Хосе, Эскамильо, Микаэла и оператор. Здесь мы узнаем их истинное лицо и разберемся в их вроде реальных, а не мнимых отношениях. Если получится – как уже говорилось, не все так просто.

Не все так просто и в постановке «Кармен»: декорации Нины Кобиашвили с отблесками закулисных помещений, наводящие на мысли о скрытых жизнях. Черные леггинсы Кармен длиной в три четверти с красным поясом, похожие на одеяние тореадора – ведь именно она насмехается здесь над своими любовниками и она, по сути, и есть главный режиссер. Превосходные световые эффекты от Бена Ормерода, особенно гигантские лепестки роз, плавающие по стенам. И, разумеется, чувственная музыка Дэйва Прайса – слияние испанского колорита и джазовых ритмов с трубами и перкуссией, а временами и с солирующей скрипкой, отражающей горько-сладкое настроение балета. К слову, тут используются и совсем уж необычные инструменты, такие, к примеру, как кавакинью (небольшой португальский четырехструнный щипковый музыкальный инструмент). Причудливая полуимпровизированная музыкальная ткань создает уникальный звуковой мир, в который погружена эта загадочная история.

К тому же Диди Вельдман сделала ставку на пятерых первоклассных танцоров. Помимо Натальи Осиповой, в постановке задействованы суперзвезды Денис Матвиенко и Джейсон Киттельбергер, а также восходящие звезды балетной сцены Ханна Экхольм и Эрик Брахманиа. Поистине фантастический материал для работы: два ведущих классических танцовщика и три современных. Танцуют все потрясающе – от Матвиенко, чья классическая подготовка успешно переносится в contemporary dance; сильнейшее впечатление возникает от столь же искусного современного напора Киттельбергера. Любопытно также наблюдать, как Брахманиа в образе оператора взваливает на плечи камеру и разбрасывает красные лепестки над кинозвездой, фиксируя каждое движение танцоров – по щелчку хлопушки, оповещающей о том, что снимается следующая сцена.

Отмечу, что Диди – хореограф с таким четким словарным запасом движений и чистых эмоций, что каждое визуальное изображение оказывает сильнейшее воздействие на зрителя. Она легко переходит от классического языка пируэтов, арабесок и жете к угловатым и приземленным движениям современного танца; от веселого, игривого настроения – к задумчивым, философским моментам, раскрывающим внутреннюю сложность и уязвимость персонажей.

В этом балете много интересных соло, дуэтов и трио, в особенности дуэтов, ведь они – кровь любой «Кармен». Резкие линии и выразительные прыжки Матвиенко прекрасно контрастируют с более приземленной партией Киттельбергера. Но в центре всего – все-таки Осипова, и именно ее способность передать эмоции подергиванием пальцев или покачиванием плеч делает спектакль неотразимым. А фрагмент, в котором Наталья танцует танго с оператором Эриком Брахманиа с применением эффекта замедленной съемки, поистине завораживает.

«Мне хотелось, чтобы публика встретилась с настоящей Натальей Осиповой, – говорит Диди Вельдман. – Чтобы зритель увидел ее истинную силу, уязвимость, страсть и неуверенность на сцене. Ее личность настолько велика, что превосходит любую роль, которую она могла бы станцевать. Мне кажется, существует параллель между жизнью Натальи и тем, как она справляется со славой звезды. Вынужденная необходимость соответствовать своей славе, точно так же как это приходится делать нашей Кармен – именно то, что мечтает увидеть любой зритель. Оттого я решила рассказать историю об актрисе как под светом софитов, так и за кулисами, и показать зрителям чудо трансформации».

Наталья признается, что воплощение такого персонажа, как Кармен, должно начинаться откуда-то изнутри, из самого естества. «Это когда ваш мозг работает с вашей душой и вашими мышцами. Я использую свое тело, чтобы создать язык Кармен». Добавим от себя: делает она это так великолепно, что глаз не оторвать.

Путь Осиповой к тому, чтобы бросить вызов себе как прима-балерине, исполняя современный танец (довольно трудная задача для классически обученных танцоров с прямой спиной), занял годы. И ей это удалось: здесь, в «Кармен», она выделяется сгорбленным торсом, переносом веса на верхнюю часть туловища и прочими нехарактерными для белого балета па. У балерины, когда-то летящей как пух Эола, ощутима связь с полом, когда она выполняет партерные движения или вращает бедрами в танце, похожем на фламенко. И все-таки она остается столь же чувственной и гибкой, как в классике.

«Диди нашла параллель между моей жизнью и тем, как я справляюсь со славой и

предвзятым отношением к себе, – улыбается Наталья Осипова. – По традиции, Кармен –это образ безрассудно страстной и свободолюбивой женщины. В интерпретации Вельдман я нашла персонажа, которым могу восхищаться. Я играю актрису, играющую роль Кармен. Она знаменита, она одинока и устала, как я порой. Это правда, что мои роли соответствую тому, кто я есть, и я в основном играю себя. Мне совершенно не стыдно в этом признаваться. В моих персонажах много от меня самой».

Так оно и есть: у Натальи Осиповой – совершенно особый талант. Сила ее личности настолько велика, что она не столько вживается в роли, сколько поглощает их изнутри. Иногда кажется, что энергия и страсть, которые она привносит в танец, стирают все вокруг нее; иногда – как в случае с ее знаменитой Жизелью – она освещает своим танцем целый мир. И всегда стремится исследовать новые формы движения: достаточно вспомнить ее главную роль в «Матери» Артура Питы – особом жанре «нарративного» балета, готической психодраме, где весь балет ей приходится находиться на пределе напряжения. И там, как и в «Кармен», каждый ее жест пропитан смыслом.

Самое неожиданное, что развязка здесь совсем не та, которой ожидаешь. Эта Кармен – женщина из тех, кто убивает, а не из тех, кого убивают. Спойлер: она не умирает, он убивает себя… Но нет, больше ни слова.

Премьера «Кармен» состоялась в Эдинбурге в декабре 2021 года, затем балет был показан в Лондоне и получил высочайшую оценку всех (!) британских критиков – случай беспрецедентный в истории танцевального театра. Теперь эта интереснейшая постановка едет к нам. Наталья Осипова признается, что рада вновь побывать в Тель-Авиве, где она впервые выступила два года назад в партии Жизели. «Мне очень хочется увидеть реакцию израильской публики на эту совершенно новую адаптацию «Кармен», – говорит легендарная балерина.

АКТЕРЫ И ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА:

НАТАЛЬЯ ОСИПОВА

Прима-балерина Королевского балета с 2013 года. Это ее второе сотрудничество с продюсерской компанией Bird & Carrot после нашумевшего балета The Mother (2019) в постановке Артура Питы. В том же году она снялась в фильме «Мать», современной версии мрачной повести Ганса Христиана Андерсена о молодой женщине, готовой бороться с самой Смертью, чтобы спасти своего ребенка. Репертуар Натальи Осиповой в Королевском балете включает в себя все основные главные роли («Лебединое озеро», «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и др.). Однако она все чаще обращается к более современным работам, включая спектакли в хореографии Кристофера Уилдона, Уэйна Макгрегора и Аластера Марриотта.

ДЕНИС МАТВИЕНКО

Многократного обладателя всевозможных наград Дениса Матвиенко часто называют «ведущим танцором Украины». За свою блестящую карьеру он танцевал в качестве солиста балета в Национальной опере Украины в Киеве, Михайловском и Мариинском театрах в Санкт-Петербурге. В качестве приглашенного солиста выступал в Новом Национальном театре в Токио, Большом театре в Москве, театре Ла Скала в Милане, Парижской оперу и АБТ в Нью-Йорке. Матвиенко исполнил все заглавные партии классического балетного репертуара. Будучи очень разносторонним танцором, он не менее успешен в неоклассических и современных балетах и сотрудничает с ведущими мировыми хореографами.

ДЖЕЙСОН КИТТЕЛЬБЕРГЕР

Танцовщик и хореограф современного балета, Джейсон обучался в США, а ныне живет в Великобритании. Он работал с большинством ведущих европейских хореографов, включая Хофеша Шехтера, Сиди Ларби Шеркауи (с которым он работает непосредственно в качестве ассистента), Кристал Пайт и других. Его особенностью является умение создавать повествование через движение и танец.

ЭРИК БРАХМАНИА

После окончания Королевской балетной школы Эрик выступал с танцевальной труппой Rambert , танцевальной труппой Майкла Кларка, Humanoove , Protein Dance , Company Chameleon , Alexander Whitley Dance , New Movement Collective , Musemotion и Hong Kong Ballet . Он исполнял произведения Кристофера Брюса, Ицика Галили, Ричарда Олстона, Мерса Каннингема, Гарри Стюарта, Марка Болдуина, Пола Тейлора и других. Эрик также работал над развитием движений для многочисленных мюзиклов Вест-Энда, включая «Чарли и шоколадную фабрику», «Женщин на грани нервного срыва», «День сурка» и «Холодное сердце». Помимо танцев, Эрик преподает йогу и веданту в многочисленных лондонских студиях.

ХАННА ЭКХОЛЬМ

Восходящая звезда танцевального мира, Ханна обучалась в Шведской национальной балетной школе, Шведской королевской балетной школе и Школе исполнительских искусств Тринг Парк. Она работала с Gareth Pugh, Benjamin Milan, Chrysalis London, Kianí Del Valle, Pablo Bronstein, Alexander Whitley, Didy Veldman, BBC, CR Fashion Book, Nowness, YEARS & YEARS, Joy Crookes, James Wilton и другими.

КРЕАТИВНЫЙ ПРОДЮСЕР АЛЕКСАНДРИНА МАРКВО

Александрина Маркво – креативный директор лондонской Bird & Carrot Productions и ведущая фигура в сфере искусства. Обладая более чем 20-летним опытом работы в театре, на телевидении и в кино, Александрина находится в авангарде курирования и организации высококлассных событий в области современного искусства, литературы, моды, культуры и театра. В качестве креативного продюсера она разработала концепцию «Кармен», опираясь на свою прежнюю успешную работу «Mother » и творческие отношения с ведущими солистами балета, в первую очередь с прима-балериной Натальей Осиповой.

ХОРЕОГРАФ ДИДИ ВЕЛЬДМАН

Один из самых ярких международных хореографов современности, Диди создала множество балетов для Les Grands Ballets Canadiens de Montr éal , Cedar Lake , Cullberg Ballet , Introdans , Gothenburg Ballet , Iceland Dance Company и Королевского балета Новой Зеландии. В Великобритании Вельдман работала по заказу Rambert , Northern Ballet и Scottish Dance Theater , а в 2019 году начала сотрудничать с композитором Габриэлем Прокофьевым в первой программе Бирмингемского Королевского балета Ballet Now .

ДИЗАЙНЕР НИНА КОБИАШВИЛИ

Нина Кобиашвили – лондонский сценограф, чьи проекты варьируются от театра до глобальных спортивных мероприятий, фильмов и телевидения. Она реализовала множество кросс-арт-проектов в Великобритании, Германии, Канаде и родной Грузии. Нина окончила Центральный колледж искусств и дизайна имени Святого Мартина со степенью бакалавра (с отличием) в области театрального и перформанс-дизайна. Является обладательницей награды за выдающиеся достижения от BBC Vision Design Awards .

КОМПОЗИТОР ДЭЙВ ПРАЙС

Дэйв Прайс – известный композитор, мультиинструменталист, исполнитель, звукорежиссер и музыкальный продюсер. Он сочинил и записал оригинальные саундтреки к фильмам «Шинель», «Пропавший без вести», «Институт», «Время твоей жизни», «Мечтатель» и «Свадьба». Является автором партитур для RSC ; сценической адаптации The Lovely Bones , для Национального театра, Young Vic , HOME Manchester и Bristol Old Vic . Его недавние танцевальные проекты включают музыку и звуковое оформление для The Roof и DeadClub (Requardt & Rosenberg ) и THE MOTHER (в сотрудничестве с Фрэнком Муном) Артура Питы.

ДИЗАЙНЕР ПО СВЕТУ БЕН ОРМЕРОД

Бен осветил множество оперных и танцевальных постановок, в том числе для Шотландской оперы, Английской национальной оперы, Rambert , Phoenix Dance , Национальной танцевальной труппы Уэльса, Большого театра Женевы, Датской национальной оперы, Литовского национального балета и балета Гюльбенкяна. Он является консультантом по свету в Музее текстиля Калико в Ахмадабаде, снял фильм «Диметос» Атола Фугарда («Врата») и адаптировал четыре фильма из «Декалога» Кесьлевского для E 15.

Посмотреть видео: Natalia Osipova. Carmen - YouTube

Спектакли пройдут в Оперном Театре Тель-Авива:

Воскресенье, 2 апреля, 20.00

Понедельник, 3 апреля, 20.00

Заказ билетов в Браво: Прима-балерина Наталья Осипова, а также в кассе Оперного театра Тель-Авива по телефону: 03-6927777.

Автор текста - Лина Гончарская

Photos by Rick Guest, George Marinakis, Andrej Uspenski, Annabel Moeller, Amanda Fordyce

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting