«Полевой госпиталь Х» - самая необычная выставка в моей жизни!

фото Elena Zapassky

Чтобы попасть на нее, вам надо заказать билет на определенный день и определенный час, как вы заказываете очередь к врачу. После проверки входного билета контролером аналогия с поликлиникой только возрастает. Собственно, это не аналогия, это поликлиника и есть: вы берете электронный номерок, садись на стульчик, ждете. Ожидание скрашивает «телепрограмма» FHX TV PROGRAM: видео, в котором представлена ​​идея этой больницы и ​​информация о различных отделениях больницы и наборах для ухода Care-Kit. Замигал на табло ваш номер, проходите в «регистратуру». «Медсестры» негромко предлагают вам «процедуру» на выбор: синий индивидуальный трек с фильмом на выбор, среди которых «No Body» Айи Бен-Рон, фильм о трагедии йеменских детей, фильм о проблемах трансгендера. Можно выбрать розовый групповой трек - о нем чуть позже.

В соответствии с выбором вам надевают синий или розовый бумажный браслет с кьюар кодом. Но прежде чем вы выйдете на маршрут, молчаливые служительницы в белых халатах приглашают вас пройти в палату Safe-Units - три звуконепроницаемые кабинки - белые снаружи, белые внутри, в которых можно выкричаться: именно так – орать во все горло и никто вас не услышит и ничего вам за это не будет.

фото Elena Zapassky

Синий трек. Обладатели синего браслета идут в отдел Care-Chairs: 12 кресел с персональными экранами и наушниками для просмотра «наборов для ухода» (Care-Kits). Каждый такой набор состоит из короткометражного фильма, где рассказывается некая история – личная и несправедливая, где право голоса получил то, кто ранее был его лишен. Фильм вы выбираете на входе. Один из четырех.

Мне попался «No Body» Айи Бен-Рон. «No Body» - это и «никто» и «нет тела, бестелесность». Про инцест. Насилие отца над дочерью. Без-защитность и не-безопасность там, где должно быть защищено безопаснее всего. Бесстрастный рассказ, вызывающий вселенский ужас.

Когда я спрашиваю Айю Бен-Рон о причинах подобного ограничения, почему надо выбрать только один фильм, она отвечает, что это осознанный выбор: «Я хочу, чтобы пациент-визитер полностью погрузился в тему, не уподобляясь телезрителю, щелкающему пультом телевизора, перескакивая с канала на канал. Чтобы человек смог почувствовать чужую боль и сказать себе «я буду думать об этом». Если все посмотрят всё, то не увидят ничего и забудут увиденное, едва выйдя за порог. Поэтому - один фильм за один визит»

Сразу после фильма демонстрируются мнения экспертов из разных областей: философии, права, медицины, психоанализа, образования, антропологии и других. И таким образом зрители, они же больничные визитеры, знакомятся с другой точкой зрения и получают больше информации о просмотренном видео.

Розовый (групповой) трек. Если синие браслеты оказываются лицом к лицу, один на один с чужой болью, то розовые сопереживают вместе и врозь. Вместе, потому что в зале просмотра 6 плотно стоящих розовых стульев, которые нельзя раздвинуть. Врозь, потому что соседи поневоле, чувствующие локти другого, отделены от него и от мира индивидуальными наушниками. В палате «6 стульев» демонстрируется еще одн получасовой фильм Айи Бен-Рон «On The Right Side», рассказывающий о последствиях домашнего насилия для семейных отношений.

Половина обычного ТВ-экрана - хорошо узнаваемые виды тель-авивской набережной. Над кадром - табло с датой. Зима, на море шторм. Справа - строка из имейл переписки на трех языках - иврит, английский, арабский. Взаимные упреки. Затем зритель осознает, что зимний шторм сменился летним маревом, на табло июль вместо декабря, затем август, сентябрь…, снова декабрь Градус взаимных обвинений в переписке повышается до «очень горячо». Дочь обвиняет отца в том, что он лупил ее смертным боем поводком для собак. «Где вы были?» - спрашивает она домочадцев - «О чем вы думали, слушая душераздирающие крики из-за запертой двери моей комнаты? Как вы можете считать, что такое можно «придумать»?! Он прошел полиграф?! Зачем, если он невиновен? Знаете, что он мне написал после полиграфа? «Положи эти ответы себе под подушку»!»

Люди выходят из просмотровой с волосами дыбом и глазами на мокром месте.

Айя Бен-Рон сама пережила насилие в семье. В «Полевом госпитале Х» она рассказывает об этом «не рассказывая»: не вдаваясь в подробности («ибо раскрыть подробности - значит совершить еще одно насилие: насилие над самой собой»), но поднимая проблему, называя болезнь по имени, общество на пути к выздоровлению.

  • Айя, какая сверхзадача стояла перед вами? Вы можете дать какой-нибудь совет пережившим подобные травмы?

  • Совет? Ну какой совет можно дать? Нет, у меня нет рекомендаций. Я хочу привлечь общественное внимание, пригласить людей задуматься. Не быть равнодушными, когда из соседнего окна день за днем раздаются душераздирающие крики избиваемой женщины или ребенка. Я хочу показать травмированным людям: вы не одни, есть пути выхода из травмы. Ищите для себя выход. Не молчите. Я сделала это посредством искусства. Исправить травму нельзя, облегчить боль - можно.

Айя Бен-Рон. фото Elena Zapassky

фото Elena Zapassky

Дополнительная информация из пресс-релиза Masha Hinich

«Полевой госпиталь Х» в MUZA – больница, где искусством лечат социальные болезни, где арт-процедура может исправлять и вызывать изменения. Или, Кого следует госпитализировать? Выставка открывается 18 февраля 2022 года.

После успеха на последней, 58-й Венецианской биеннале, в 2019 году «Полевой госпиталь Х» художницы Айи Бен-Рон (куратор: Ави Любин, продюсер: Мики Гов) будет развернут в музее Эрец-Исраэль – MUZA в Тель-Авиве. Цель проекта – исследовать, как искусство может действовать и реагировать на социальные проблемы. Вдохновленный структурой и практикой больниц, медицинского страхования и медицинских центров, проект предлагает пространство, в котором можно добиться социальной справедливости. Неужто?

Всё общество больно? Наверное…. Художница Айя Бен-Рон еще в 2019 году представила в Израильском павильоне на биеннале в Венеции художественный проект в виде полевого госпиталя. В виде больницы, клинического комплекса, ориентированного на лечение больных в обществе. Как и в больнице, в этом художественном проекте (он же инсталляция, он же артивизм, павильон – как угодно назовите) посетители проходят через приемный покой, процедурные кабинеты, получают информационные буклеты и лечебные наборы, смотрят обучающие видео. Все вместе – пространство для того, чтобы слышать и размышлять – слышать голоса других, видеть социальные различия. «Полевой госпиталь Х» – это место, где искусство может исправить, изменить положение в обществе. Перемещение зрителей из приемного покоя в амбулаторные пространство – это и есть встреча между реальностью и искусством, а посетителям-участникам (не стоит использовать слова здоровые и больные, тем более что коннотация этих определений стремительно меняется с каждой волной и с каждым витком) предлагается препарировать общество, в котором мы существуем. Такая вот социальная пальпация посредством искусства и рассуждений.

«Полевой госпиталь Х» – это передвижная международная институция, основанная профессором Айей Бен-Рон. Это амута, исследующая те методы, благодаря которым искусство может реагировать и действовать, сталкиваясь с нездоровыми явлениями в обществе, с «испорченными» ценностями. «Полевой госпиталь Х» следует принятым структурам, практикам и методам работы больниц, медицинских учреждений и реабилитационных центров. Изначально этот проект появился как желание создать безопасные условия для просмотра фильма «No Body» 2017 года – фильма Айи Бен-Рона о домашнем насилии, в котором она рассказывает историю своего детства после многих лет молчания (этот фильм – сочетание видео и анимации и рассказывается как детская сказка), из желания создать место, где люди могут увидеть и послушать эту историю. Из желания рассказать о несправедливости, о страхе перед незнакомцами, об отчуждении детей государственными службами, о насилии в отношении трансгендеров.

Как это работает? На входе в больницу, в приемном покое, посетители получают номерок и ждут своей очереди. Взяв талон в электронной очереди и выбрав одну из четырёх «болезней», зритель-пациент сначала получает возможность выплеснуть накопившееся напряжение, накричавшись от души в звуконепроницаемой кабинке. Затем «сотрудники госпиталя» провожают его на кресло, к которому прикреплён экран с видеоработой, в которой художники от первого лица рассказывают личные истории, связанные с насилием в семье, вопросами миграции и потери идентичности, социальной несправедливости. Айя Бен Рон делает попытку вызвать у зрителя эмпатию, заставить посмотреть на важные проблемы через отстранённое наблюдение. Весь спектакль с госпиталем и его сотрудниками — это уловка, заставляющая нас замедлиться, в огромном потоке информации уловить голоса тех, кто просит о помощи, научиться им сопереживать.

В ожидании визитёры смотрят телепрограмму больницы (FHX TV PROGRAM) – видео, в котором представлена ​​идея этой больницы и ​​информация о различных отделениях больницы и наборах для ухода Care-Kit. Затем зрители посещают палату Safe-Units, в которой есть три комнаты, где можно выкричаться – именно так – кричать не во зло, а во благо.

Затем выбирается один из двух возможных маршрутов:

  1. Посещение отдела Care-Chairs, где установлены 12 кресел с персональными экранами и наушниками – для просмотра «наборов для ухода» (Care-Kits) Каждый такой набор состоит из короткометражного фильма, где рассказывается некая история – личная и несправедливая. В соответствии с историей болезни, которую пациент-визитер выбрал, можно к примеру посмотреть фильм о похищенных йеменских детях. Айя Бен-Рон дает право голоса тем, кто его лишен, – в частности, матерям похищенных детей,

Сразу после фильма демонстрируются мнения экспертов из разных областей: философии, права, медицины, психоанализа, образования, антропологии и других. И таким образом зрители – они же больничные визитеры – знакомятся с другой точкой зрения и получают больше информации о просмотренном видео.

  1. Посещение Группового Мониторинга – отделения, которое будет впервые представлено именно в MUZA (в Венеции оно не демонстрировалось). Этот отделение предназначено для группы из 6 посетителей, которые переживают опыт совместного получасового просмотра нового фильма Айи Бен-Рон «On The Right Side», в котором рассказывается о последствиях домашнего насилия для семейных отношений.

По окончании «прохождения» каждого из маршрутов, посетителей приглашают в отделение самодиагностики Self Check-Up. Там им предлагается ответить с помощью Ipad на серию вопросов, направленных на повышение самосознания в отношении жестокого обращения в школе, дома, на работе, в отношениях. Посетители смогут проанализировать свой прошлый и настоящий опыт – как и в качестве тех, кто обижал, так и тех, кто обижен.

Имейте ввиду, что посещение «Полевого госпиталя Х» Field X Hospital может вызвать сильную эмоциональную реакцию.

Айя Бен-Рон – междисциплинарная художница, исследующая перспективы медицинской этики, основатель и директор «Полевого госпиталя Х» —проекта, который представлял Израиль на 58-й Венецианской биеннале в 2019 году. Бен-Рон — профессор Хайфского университета и колледжа Хадасса в Иерусалиме. Ее работа включает в себя site-specific проекты, инсталляции, видеоработы и документальные фильмы, созданные в сотрудничестве с больницами и медицинскими учреждениями Израиля и всего мира. Она получила множество наград, в том числе премию Министерства культуры за поощрение творчества (2016 г.), премию Дизенгофа (2011 г.) и премию «Исракард», вручаемую израильским художникам Тель-Авивским музеем искусств (2009 г.). Ее персональные выставки проходили на Биеннале в Пусане в Южной Корее; в Музее Израиля в Иерусалиме; в медицинском центре Máxima Medisch Centrum в Эйндховене в Нидерландах; в Музее истории медицины и в музее современного искусства Hamburger Bahnhof в Берлине; в Музее современного искусства в Шанхае; в Музее современного искусства в Варшаве и Музее современного искусства в Герцлии.

Сайт ее «Полевого госпиталя X» – https://fieldhospitalx.org

Кстати, темой 58-го биеннале было изречение May you live in interesting times- фраза, аналогичная русскому «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Таки живём, и нуждаемся в госпитализации – все вместе, не в последнюю очередь именно вследствие тревоги, вызванной нестабильностью и присутствием огромного количества источников информации, порождающей затруднения в понимании себя и своего места в мире.


«Полевой госпиталь Х» начинает работать с 18 февраля и будет открыт в часы работы музея. Пожалуйста, записывайтесь на прием заранее на сайте https://www.eretzmuseum.org.il/

Часы работы музея MUZA: понедельник и среда – с 10:00 до 16:00, вторник и четверг – с 10:00до 20:00, по пятницам – с 10:00 до 14:00, по субботам – с 10:00 до 18:00. Воскресенье – закрыто.

Сайт музея – https://www.eretzmuseum.org.il/

Русскоязычная страница в фейсбуке – Музей Эрец-Исраэль - MUZA