«Полевой госпиталь Х» в музее: после Венецианской биеннале – в Тель-Авиве

Верхнее фото – © Элад Сариг

«Полевой госпиталь Х» в MUZA – больница, где искусством лечат социальные болезни, где арт-процедура может исправлять и вызывать изменения. Или, Кого следует госпитализировать? Выставка открывается 18 февраля 2022 года**.**

После успеха на последней, 58-й Венецианской биеннале, в 2019 году «Полевой госпиталь Х» художницы Айи Бен-Рон (куратор: Ави Любин, продюсер: Мики Гов) будет развернут в музее Эрец-Исраэль – MUZA в Тель-Авиве. Цель проекта – исследовать, как искусство может действовать и реагировать на социальные проблемы. Вдохновленный структурой и практикой больниц, медицинского страхования и медицинских центров, проект предлагает пространство, в котором можно добиться социальной справедливости. Неужто?

Всё общество больно? Наверное…. Художница Айя Бен-Рон еще в 2019 году представила в Израильском павильоне на биеннале в Венеции художественный проект в виде полевого госпиталя. В виде больницы, клинического комплекса, ориентированного на лечение больных в обществе. Как и в больнице, в этом художественном проекте (он же инсталляция, он же артивизм, павильон – как угодно назовите) посетители проходят через приемный покой, процедурные кабинеты, получают информационные буклеты и лечебные наборы, смотрят обучающие видео. Все вместе – пространство для того, чтобы слышать и размышлять – слышать голоса других, видеть социальные различия. «Полевой госпиталь Х» – это место, где искусство может исправить, изменить положение в обществе. Перемещение зрителей из приемного покоя в амбулаторные пространство – это и есть встреча между реальностью и искусством, а посетителям-участникам (не стоит использовать слова здоровые и больные, тем более что коннотация этих определений стремительно меняется с каждой волной и с каждым витком) предлагается препарировать общество, в котором мы существуем. Такая вот социальная пальпация посредством искусства и рассуждений.

«Полевой госпиталь Х». Фото © Элад Сариг

«Полевой госпиталь Х». Фото © Элад Сариг

«Полевой госпиталь Х» – это передвижная международная институция, основанная профессором Айей Бен-Рон. Это амута, исследующая те методы, благодаря которым искусство может реагировать и действовать, сталкиваясь с нездоровыми явлениями в обществе, с «испорченными» ценностями. «Полевой госпиталь Х» следует принятым структурам, практикам и методам работы больниц, медицинских учреждений и реабилитационных центров. Изначально этот проект появился как желание создать безопасные условия для просмотра фильма «No Body» 2017 года – фильма Айи Бен-Рона о домашнем насилии, в котором она рассказывает историю своего детства после многих лет молчания (этот фильм – сочетание видео и анимации и рассказывается как детская сказка), из желания создать место, где люди могут увидеть и послушать эту историю. Из желания рассказать о несправедливости, о страхе перед незнакомцами, об отчуждении детей государственными службами, о насилии в отношении трансгендеров.

«Полевой госпиталь Х». Фото © Элад Сариг

«Полевой госпиталь Х». Фото © Элад Сариг

Как это работает? На входе в больницу, в приемном покое, посетители получают номерок и ждут своей очереди. Взяв талон в электронной очереди и выбрав одну из четырёх «болезней», зритель-пациент сначала получает возможность выплеснуть накопившееся напряжение, накричавшись от души в звуконепроницаемой кабинке. Затем «сотрудники госпиталя» провожают его на кресло, к которому прикреплён экран с видеоработой, в которой художники от первого лица рассказывают личные истории, связанные с насилием в семье, вопросами миграции и потери идентичности, социальной несправедливости. Айя Бен Рон делает попытку вызвать у зрителя эмпатию, заставить посмотреть на важные проблемы через отстранённое наблюдение. Весь спектакль с госпиталем и его сотрудниками — это уловка, заставляющая нас замедлиться, в огромном потоке информации уловить голоса тех, кто просит о помощи, научиться им сопереживать.
В ожидании визитёры смотрят телепрограмму больницы (FHX TV PROGRAM) – видео, в котором представлена ​​идея этой больницы и ​​информация о различных отделениях больницы и наборах для ухода Care-Kit. Затем зрители посещают палату Safe-Units, в которой есть три комнаты, где можно выкричаться – именно так – кричать не во зло, а во благо.

Затем выбирается один из двух возможных маршрутов:

  1. Посещение отдела Care-Chairs, где установлены 12 кресел с персональными экранами и наушниками – для просмотра «наборов для ухода» (Care-Kits) Каждый такой набор состоит из короткометражного фильма, где рассказывается некая история – личная и несправедливая. В соответствии с историей болезни, которую пациент-визитер выбрал, можно к примеру посмотреть фильм о похищенных йеменских детях. Айя Бен-Рон дает право голоса тем, кто его лишен, – в частности, матерям похищенных детей,

Сразу после фильма демонстрируются мнения экспертов из разных областей: философии, права, медицины, психоанализа, образования, антропологии и других. И таким образом зрители – они же больничные визитеры – знакомятся с другой точкой зрения и получают больше информации о просмотренном видео.

  1. Посещение Группового Мониторинга – отделения, которое будет впервые представлено именно в MUZA (в Венеции оно не демонстрировалось). Этот отделение предназначено для группы из 6 посетителей, которые переживают опыт совместного получасового просмотра нового фильма Айи Бен-Рон «On The Right Side», в котором рассказывается о последствиях домашнего насилия для семейных отношений.

По окончании «прохождения» каждого из маршрутов, посетителей приглашают в отделение самодиагностики Self Check-Up. Там им предлагается ответить с помощью Ipad на серию вопросов, направленных на повышение самосознания в отношении жестокого обращения в школе, дома, на работе, в отношениях. Посетители смогут проанализировать свой прошлый и настоящий опыт – как и в качестве тех, кто обижал, так и тех, кто обижен.

Имейте ввиду, что посещение «Полевого госпиталя Х» Field X Hospital может вызвать сильную эмоциональную реакцию.

«Полевой госпиталь Х». Фото © Элад Сариг

Айя Бен-Рон – междисциплинарная художница, исследующая перспективы медицинской этики, основатель и директор «Полевого госпиталя Х» —проекта, который представлял Израиль на 58-й Венецианской биеннале в 2019 году. Бен-Рон — профессор Хайфского университета и колледжа Хадасса в Иерусалиме. Ее работа включает в себя site-specific проекты, инсталляции, видеоработы и документальные фильмы, созданные в сотрудничестве с больницами и медицинскими учреждениями Израиля и всего мира. Она получила множество наград, в том числе премию Министерства культуры за поощрение творчества (2016 г.), премию Дизенгофа (2011 г.) и премию «Исракард», вручаемую израильским художникам Тель-Авивским музеем искусств (2009 г.). Ее персональные выставки проходили на Биеннале в Пусане в Южной Корее; в Музее Израиля в Иерусалиме; в медицинском центре Máxima Medisch Centrum в Эйндховене в Нидерландах; в Музее истории медицины и в музее современного искусства Hamburger Bahnhof в Берлине; в Музее современного искусства в Шанхае; в Музее современного искусства в Варшаве и Музее современного искусства в Герцлии.
Сайт ее «Полевого госпиталя X» – https://fieldhospitalx.org

Кстати, темой 58-го биеннале было изречение May you live in interesting times- фраза, аналогичная русскому «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Таки живём, и нуждаемся в госпитализации – все вместе, не в последнюю очередь именно вследствие тревоги, вызванной нестабильностью и присутствием огромного количества источников информации, порождающей затруднения в понимании себя и своего места в мире.


«Полевой госпиталь Х» начинает работать с 18 февраля и будет открыт в часы работы музея. Пожалуйста, записывайтесь на прием заранее на сайте https://www.eretzmuseum.org.il/

Часы работы музея MUZA: понедельник и среда – с 10:00 до 16:00, вторник и четверг – с 10:00до 20:00, по пятницам – с 10:00 до 14:00, по субботам – с 10:00 до 18:00. Воскресенье – закрыто.
Сайт музея – https://www.eretzmuseum.org.il/
Русскоязычная страница в фейсбуке – Музей Эрец-Исраэль - MUZA

Все фотографии (© Элад Сариг) предоставлены пресс-отделом MUZA