Симфонический оркестр Ришон ле-Циона исполнит «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова. Дирижер - Дан Эттингер

Симфонический оркестр Ришон ле-Циона и Израильской Оперы объявил о заключительных концертах 34-го сезона, последних концертах симфонической и камерной серий, которые пройдут в начале июля.

Эти концерты необычные, прежде всего по составу музыкантов: к оркестру присоединяется израильский ансамбль «Tremolo» - квинтет перкуссионистов, который исполнит в первом отделении вместе с оркестром музыку современных композиторов. Затем, во втором отделении, будут исполнены «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова. Самое время напомнить, что этот год в музыкальном мире – год Рахманинова, в связи со 150-летием со дня его рождения. И идея исполнить в финале сезона последнее написанное им произведение – прекрасна!**

Уже понятно, что это будет редко исполняемая программа.

Необычными концертами закрытия сезона будет дирижировать Дан Эттингер – музыкальный руководитель оркестра, оперный дирижер, руководящий сложными оперными постановками.

В этот раз он будет управлять не только своим коллективом, но и ансамблем, музыканты которого играют на маримбах, ксилофонах и десятках других перкуссионных инструментах – ансамблем «Tremolo», ведущим ансамблем перкуссионных инструментов в Израиле, одним из самых известных и уважаемых в мире. Так что слушателям этих концертов будет предложена не только возможность услышать разнообразную музыку, но и увидеть уникальное искусство» перкуссионистов.

Когда речь заходит о «Tremolo», то говорится об абсолютно слаженной «командной работе», высочайшем уровне ансамблевой игры, даже немного и о спортивном уровне, ведь музыканты «Tremolo» во время исполнения быстро переходят от инструмента к инструменту. Их музыка красочна, виртуозна, ритмична, энергична и, как уже сказано, эту музыку не только слушают, но и видят. По сути – это музыкальный перформанс – серьезный, академический и одновременно концерт-шоу для всех.

В совместной программе с Симфоническим оркестром Ришон ле-Циона ансамбль «Tremolo» исполнит свои хиты – самые популярные произведения последнего десятилетия из репертуара «Tremolo». К примеру, «История авиации» Томера Ярива – основателя и по сегодняшний день руководителя «Tremolo». Omphalo Centric Lecture Найджела Уэстлейка, «Monochrome» – знаменитую композицию японского композитора Маки Исии и другие пьесы.

Во втором отделении июльских концертов будут исполнены «Симфонические танцы» – последнее произведение Сергея Рахманинова, написанное им для расширенного состава симфонического оркестра, включая альт-саксофон – очень редкий инструмент в симфонических оркестрах и дополнительные ударные инструменты – тамтам и бубен, что и объясняет сотрудничество в этой программе оркестра и ансамбля «Tremolo».

Название произведения Omphalo Centric Lecture австралийского композитора Найджела Уэстлейка (р.1958) происходит от названия одной из картин Пауля Клее.

Еще одним источником вдохновения стал африканский балафон – разновидность ксилофона, для которого характерно остинато (постоянное повторение ритмического мотива) в повторениях и вариациях простых мелодических узоров. Подобно африканской музыке, эта пьеса призвана праздновать посредством темпа, ритма и движения. Томер Ярив добавляет: «Первоначально пьеса была написана для четырех маримб. Ансамбль «Tremolo» предлагает свою версию, где четыре партии маримбы исполняются двумя участниками ансамбля, а две перкуссионные партии были написаны «Tremolo». Новая комбинация создает более красочную картину африканских ритмов и влияний, на которых Найджел Уэстлейк основывал свою оригинальную работу».

«Monochrome» Маки Исии (1936-2003) для японских барабанов и гонгов. Премьера произведения состоялась в феврале 1976 года в рамках музыкального фестиваля в Токио. Это произведение считается прорывом в развитии музыки тайко. «Monochrome» –первый случай, когда композитор, не входивший в группу исполнителей на тайко (Тайко в Японии – собирательное название ряда ударных инструментов), получивший образование на основе западной музыкальной культуры, сочинил подобную музыку.

Томер Ярив (р. 1976). «История авиации»

Томер Ярив, выпускник Королевской музыкальной академии в Копенгагене, также с отличием окончил Музыкальную академию Тель-Авивского университета, выиграл международные конкурсы в Люксембурге, в Израиле получил премию Ландау за исполнительское искусство и другие награды, работал в составе дуэта «Percadu». Сегодня Томер Ярив делит свое время между концертами в Израиле и за рубежом. Он выступал в качестве солиста с филармоническими оркестрами Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Таиланда, с Оперным оркестром Мюнхена, Национальным Тайваньским оркестром и со всеми израильскими оркестрами, и на фестивалях в Вербье, в Зальцбурге, Рейкьявике, на других фестивалях перкуссии по всему миру. Томер преподает на мастер-классах в музыкальных школах мира, в том числе в Джульярде в Нью-Йорке, в музыкальных академиях Амстердама, Гонконга, Мюнхена, Делавэра, Индианаполиса, Пекина, Коста-Рики и Тайваня. Он регулярно руководит секциями ударных в оркестрах и преподавательскими группами для ансамблей ударных в Молодежном филармоническом оркестре, Школе искусств Тельмы Елин и Иерусалимском музыкальном центре, а также читает лекции и проводит семинары в качестве приглашенного лектора в различных академических учреждениях Израиля.

В его произведении «История авиации» речь идет об эпохе, когда человек сумел оторваться от поверхности земли и смог увидеть раскинувшийся под ним мир с высоты птичьего полета.

Работа состоит из трех частей: «Летающие воздушные шары» – дань уважения братьям Монгольфье, которые впервые поднялись в воздух на воздушном шаре в 1783 году.

«Самолеты 1903» – эпизод, посвященный братьям Райт, первым, кто построил и управлял пилотируемым моторизованным самолетом. В этом эпизоде ​​переплетается мотив Симфонии № 2 американского композитора Чарльза Айвза, которая была написана в том же, 1903-м году.

Третья часть – «Современная авиация», вдохновлена ​​истребителями, сверхзвуковой скоростью и желанием выйти за пределы атмосферы, далеко в бесконечную вселенную. В этом эпизоде ​​переплетаются мотивы поп- и рок-песен, посвященных авиации и космосу.

«Симфонические танцы» создавались Рахманиновым в трудное время. Лето 1940 года композитор провел недалеко от Нью-Йорка, в местечке, расположенном на берегу залива. Здесь, одолеваемый мыслями о дочери, оставшейся в оккупированном немцами Париже, судьбе Европы, будущем, он с огромным напряжением, в небывало короткий срок, создал свое последнее симфоническое сочинение, которое первоначально назвал «Фантастическими танцами», а позднее «Симфоническими танцами».

В этом последнем оркестровом произведении великого композитора явно отражена его биография.

Первоначально он собирался дать частям названия: I «День», II «Сумерки», III «Полночь», имея в виду не время суток, а этапы человеческой жизни. Однако, в окончательной редакции он решил отказаться от каких бы то ни было программных объяснений.

«Симфонические танцы» Рахманинов посвятил Филадельфийскому симфоническому оркестру и его руководителю Юджину Орманди. Первое их исполнение состоялось 3 января 1941 года в Филадельфии. В России «Симфонические танцы» прозвучали впервые 25 ноября 1943 года.

«Tremolo» (https://www.tremolo.co.il/) – ансамбль перкуссии, виртуозный квинтет музыкантов, который расширяет границы жанра, меняет правила игры и создает красочную музыку. Ансамбль был создан с 2015 году и уже успел получить премию Министерства культуры Израиля, как лучший ансамбль за 2021 год. «Tremolo» регулярно выступает в Европе, США, на Дальнем Востоке и в Латинской Америке, создает разнообразные творческие коллаборации в мире театра, танца, литературы и изобразительного искусства вместе с композиторами, исполнителями и другими ансамблями в широком стилистическом диапазоне.

Репертуар «Tremolo» включает в себя как классическую музыку, так и world music, folk и современную музыку 21-го века.

Специально для «Tremolo» создаются авторские произведения и оригинальные аранжировки. «Tremolo» выступает практически со всеми израильскими оркестрами, включая Филармонический, участвует во всех фестивалях камерной музыки и постоянно выезжает на гастроли. Участники «Tremolo» выступают и как солирующие музыканты в Израиле и в других странах, с различными оркестрами – от Нью-Йоркской филармонии до Оперы в Мюнхене, и на многих престижных фестивалях, включая Зальцбургский.

Ансамбль «Tremolo» возник благодаря деятельности одноименного Центра перкуссии в Нетании, ставшим официальным представителем в Израиле мирового объединения музыкантов-перкуссионистов.

В составе «Tremolo» играют: Томер Ярив, Лиор Таль, Даниэль Соломонов, Дафна Сегаль и Томер Галили.

В дополнение к своей обширной сценической деятельности, «Tremolo» является пионером в области музыкального образования. Томер Ярив, основатель и художественный руководитель ансамбля, организовал в Израиле, в Нетании в 2012 году Центр перкуссионного искусства «Tremolo», с целью присоединения Израиля к мировой тенденции, которая выводит перкуссию на передний план в современной музыке. Центр представляет собой новое художественное пространство – экосистему музыкантов, композиторов и творцов из разных областей искусства наряду с преподавателями, студентами и музыкальными учебными заведениями, которые вместе воспитывают новые поколения перкуссионистов и новую аудиторию, открывающую для себя разнообразный мир перкуссии, его актуальность для современной музыки.

Дирижер Дан Эттингер
Дан Эттингер, без сомнения, один из ведущих израильских музыкантов нашего времени, действующий на международной арене. Эттингер – музыкальный руководитель Израильского Симфонического оркестра Ришон ле-Циона, Израильской Оперы, Штутгартского Филармонического оркестра, почетный дирижер Токийской Филармонии. Много лет, начиная с 2003 года, он был главным ассистентом Даниэля Баренбойма в Staatsoper в Берлине и главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра Иерусалима. Недавно было объявлено о назначении Эттингера художественным руководителем оперного театра Сан-Карло в Неаполе, который существует уже более 280 лет.

Дан Эттингер сотрудничал со многими оперными театрами и фестивалями мира, включая Зальцбургский фестиваль. В Израиле он дирижировал многими постановками в Израильской Опере и оперными спектаклями под открытым небом в парке Яркон Ганей Иегошуа в Тель-Авиве перед огромной аудиторией.
Эттингер регулярно сотрудничает с ведущими оперными театрами мира: Метрополитен-опера, Королевским оперным театром Ковент-Гарден, Государственной оперой Вены, с оперными театрами Мюнхена, Парижа, Берлина.

Израильская опера, музыкальным руководителем которой он является – это его Alma mater, он руководил в ней хором и был ее домашним дирижером, не раз дирижировал спектаклями Израильской Оперы под открытым небом.
Дан Эттингер родился в Израиле в 1971 году, изучал вокальное мастерство в Музыкальной Академии имени Рубина в Тель-Авиве под руководством Тамар Рахум. Эттингер – обладатель прекрасного баритона и не раз выступал как солист с ведущими израильскими оркестрами, с Филармоническим Оркестром и в Израильской Опере, исполняя партии в операх: Монтеверди, Моцарта, Верди, Прокофьева.
В дополнении к богатому оперному репертуару, маэстро Эттингер дирижирует ведущими оркестрами по всему миру, и его репертуар, как симфонического дирижера, включает произведения от Баха до Иосифа Барданашвили.

История Израильского Симфонического оркестра Ришон ле-Циона началась в 1988 году по инициативе муниципалитета Ришон ле-Циона и тогдашнего мэра Меира Ницана. Основателем и первым музыкальным руководителем оркестра был Шимон Коэн. После него эту должность занимали: Ноам Шариф, Ашер Фиш и Менди Роден. Достаточно быстро оркестр завоевал репутацию у публики и критиков, он занял достойное место на музыкальной сцене Израиля. С 1989 года Симфонический оркестр Ришон ле-Циона стал домашним оркестром Израильской Оперы. В 1991 году оркестр был удостоен почетного приза объединения АКУМ (Объединение композиторов и издателей) за свою успешную деятельность, исполнение музыкальных произведений израильских композиторов и их популяризацию.
Израильский Симфонический оркестр Ришон ле-Циона не раз выезжал на гастроли в Европу, где с успехом исполнял оперные и симфонические произведения, участвовал в престижных международных фестивалях и принимал участие в постановках Израильской Оперы на Масаде.

Начиная с сезона 2014-15 гг. художественным руководителем оркестра стал Джеймс Джадд, сменивший Дана Эттингера, занимавшим этот пост на протяжении 7 лет. В 2018 году Эттингер вновь вернулся к руководству оркестром. Израильский Симфонический оркестр Ришон ле-Циона исполняет самые разнообразные вокальные и оперные произведения, а также оркестровые композиции разных периодов. Среди его программ – концерты для владельцев абонементов, концерты для всей семьи, музыкальные представления для юных слушателей и специальные концерты для пожилых слушателей. Оркестр также записал множество произведений для местных радиостанций и телевизионных каналов, а также выпустил ряд дисков с записями своих концертов.

Сайт Израильского Симфонического оркестра Ришон ле-Циона:

Страница в фейсбуке:

Симфонический оркестр Ришон ле-Циона и Израильской Оперы. Ансамбль «Tremolo». Симфоническая серия.
Дирижер – Дан Эттингер.
В программе:

Маки Исии. Monochrome

Томер Ярив. «История авиации». Концерт для перкуссии с оркестром
Найджел Уэстлейк. Omphalo Centric Lecture

Сергей Рахманинов (1873-1943). Симфонические танцы

Ришон ле-Цион, «Гейхал Меир ле-Тарбут», среда, 5 июля 2023 г., 20:00

«Гейхал Меир ле-Тарбут», четверг, 6 июля 2023 г., 20:00

Тель-Авив, Центр сценических искусств Бейт ха-Опера, воскресенье, 9 июля 2023 г., 20:00

Заказ билетов в «Браво»: https://bit.ly/3XpFATp

В пятницу, 7 июля, в 12:30 в рамках Камерной серии, ансамбль «Tremolo» в сотрудничестве с музыкантами оркестра, даст концерт с дополнительной программой.

Ансамбль «Tremolo»: Томер Ярив, Томер Галили, Лиор Таль, Даниэль Соломонов, Дафна Сегаль.

Амир Лави, перкуссия

Дотан Таль, скрипка

В программе: аранжировка «Либертанго» Астора Пьяццоллы.

Вариации на темы «Подмастерье волшебника» Пола Дуке

«Лирическая сюита» Чика Кориа

«Гротескная токката» Марк-Андре Амлена

Заказ билетов в «Браво»: https://bit.ly/44fyFyu