«Симон Бокканегра» - Верди от Генуи до Москвы

Какая связь между кремлевской стеной, генуэзским дожем и Израильской оперой? Внимательно следите за руками!

|700x466.66666666666663

Израильская опера завершает нынешний сезон очень редко исполняемым (поэтому не пропустите! ) произведением Верди «Симон Бокканегра» (показы до 19 июля) Постановка Дэвида Паунтни, недавно представившего израильской публике потрясающую «Пасажирку» Вайнберга. За дирижерским пультом – известный итальянский маэстро Джулиано Карелла.

Симон Бокканегра (лиг. Scimon Boccaneigra, итал. Simone Boccanegra; ум. 1363) — первый дож Генуи. Был избран пожизненным дожем 24 сентября 1339 года, как кандидат от популярной политической группировки гибеллинов, противников гвельфов. К гибеллинам по большей части принадлежала феодальная знать (патриции), к гвельфам - купечество, торговцы и ремесленники. Причем сам Бокканегра был корсар (читай морской разбойник) и плебей. Чарующие арии и мощные хоры, характерные для автора 26 опер, больше половины которых действительно жемчужины оперного искусства, украшают и «Симона Бокканегру». Хотя сюжет, мамма миа не горюй! Ну посудите сами: простой морской пират становится дожем (читай премьер-министром), единогласно избранным народом путем прямого голосования - на сцене они машут бюллетенями красного цвета (вот не надо смеяться!), хотя был ли обучен грамоте простой генуэзский народ в 1339? При этом у него, плебея, откуда-то любовная интрижка с дочерью патриция и даже общий ребенок. Речь, на минуточку про 14-й век, нравы и сословные различия строги. Возлюбленная умирает при невыясненных обстоятельствах, дочь похищают неизвестные люди - почему, как, кому оказалась нужна дочка морского разбойника, своих интриг что ли не хватает? Дальше больше - дочь он потерял в трехлетнем возрасте, нашел через 25 лет, а она по-прежнему свежа, румяна и замуж собирается. Хотя по-возрасту (3+25=28) даже старше матери Джульетты, то есть по-тамошним понятиям совсем старуха!

|700x466.66666666666663

|700x466.66666666666663

Поначалу Верди, надо полагать, совсем очумел от такого запутанного, невнятного и нелогичного расклада, но потом засучил рукава и сам все переделал как мог первоначальное либретто, написанное Франческо Мария Пьяве на основе одноимённой пьесы Антонио Гарсия Гутьерреса, уже изрядно переработанное композитором и либреттистом Арриго Бойто, с которым Верди неоднократно сотрудничал. Туману в опере немного поубавилось и вот эта исправленная версия единственная, которая - довольно редко - исполняется и в наше время. “Но и в обновленном виде она, скорее, вызывает большое почтение критиков, чем страстную любовь широкой публики. Оперные театры возобновляют этот спектакль лишь ради какой-нибудь звезды-баритона или с целью продемонстрировать великолепие декораций. Критики хвалят такую постановку, публика остается безучастной, баритон-гастролер блещет в какой-нибудь другой опере, а декорации возвращаются на склад, где они пылятся несколько лет до следующей постановки

С дожем и оперой разобрались, ну а кремлевская стена здесь с какого боку-припеку? А вот и есть связь! В 1471 при землетрясении рухнуло здание Успенского Собора («известь была неклеевита, а камень нетвёрд»). Иван III Великий князь Московский, Государь всея Руси пригласил зодчих из Италии. Сделал он это по совету Софьи Палеолог, своей второй жены и будущей бабушки Ивана Грозного, в девичестве - племянницы последнего императора Византии Константина XI Палеолога. И вот перед итальянцами в России встал нешуточный вопрос, политический: какой формы делать зубцы стен и башен - прямые или ласточкиным хвостом? Дело в том, что замки с прямоугольными зубцами были у итальянских гвельфов, а у гибеллинов - ласточкиным хвостом. Поразмыслив, зодчие трезво сочли, что великий князь Московский скорее из патрициев, чем из плебеев. Поэтому московский Кремль по сей день украшен зубцами, как на стенах замков итальянских гибеллинов.

И еще одно - Дож (итал. doge, от лат. dux — «вождь, предводитель») он же «дукс», он же «дюк», он же «дуче».

На десерт - несколько интересных фактов об опере.

*У оперы необычайно длинный пролог - 75 мин, и всего два акта по 30 и 25 минут соответственно

*Источники и составные части появления этой темы: к 1840 году Верди увлекается идеями Джузеппе Мадзини (1805—1872), уроженца Генуи и борца за объединение Италии. Опера «Набукко» (1842) становится наиболее ранним выражением патриотизма Верди; тема патриотизма и призыв к борьбе с захватчиками звучат также в операх «Ломбардцы в первом крестовом походе» (1843), «Аттила» (1846) и других. События 1848 года стали причиной дальнейшего подъема патриотических настроений. В их духе написана ария Симона Бокканегра (Plebe, patrizi, popolo della feroce storia), почти буквально цитирующий Петрарку: E vo gridando: pace, e vo gridando: amor («Я взываю о мире, я взываю во имя любви»).

|700x466.66666666666663

*Тёмной, печальной и мрачной назвали оперу «Симон Бокканегра» не только зрители и критики, но и сам автор, Джузеппе Верди. Если бы не настойчивость музыкального менеджера и издателя Джулио Рикорди, эта опера была бы сегодня малоизвестной и еще реже исполняемой. Рикорди уговорил маэстро вернуться к своему старому сочинению, обновленный «Симон Бокканегра» встал в строй.

*История основана на реальных событиях, но говорят, что исторический Симон Бокканегра, был не корсаром, а “просто моряком”, как и его брат, Эгидио и что умер он действительно от отравления ядом.

*Первый исполнитель роли Симона, Леоне Джиральдони, последние 6 лет своей жизни преподавал вокал в Московской консерватории. Его сын, Эудженио Жиральдони, также стал прославленным баритоном и первым исполнителем партии Барона Скарпиа в «Тоске» Д. Пуччини.

*К исполнителю миланского Бокканегры Виктору Морелю из-за достаточно молодого возраста (32 года) Верди вначале отнесся с сомнением. Но потом был абсолютно покорен талантом этого певца и пригласил его быть своим Яго в премьерном «Отелло» и Фальстафом в своей последней опере.

*В разные периоды времени Пласидо Доминго пел в этой опере партии в двух тесситурах – тенором Габриэле и баритоном Симона Бокканегру.

*Основным мотивом своей самой мрачной оперы Верди выбрал море. Это и элемент места действия – Генуя расположена на побережье, и главный герой, чья судьба переплетена с морем. Для композитора, всегда интересовавшегося исключительно страстями человеческими, такое внимание к природе весьма необычно. Морем пропитаны интродукция к прологу, аккомпанемент арии Амелии, волнообразное построение звука, задающие тон всему полотну оперы.

*Музыка оперы кажется насыщенной темными тонами еще и потому, что три важнейших партии здесь написаны для низких голосов – Бокканегра, Паоло, Фиеско. Фиеско остается на заднем плане основных событий почти на всем протяжении оперы, но его загадочная фигура также работает на сумрачную атмосферу.

*В основе либретто оперы Верди «Трубадур» также лежит пьеса А.Г. Гутьерреса.

*С Арриго Бойто Верди написал две свои заключительные работы – «Отелло» и «Фальстаф». Бойто также написал либретто оперы «Джоконда» А. Понкьелли и своей собственной, «Мефистофель».

Подробности об израильской премьере - здесь

За фото спасибо Sergey Demyanchuk

За просмотр - Sofia Nimelstein PR & Consulting