Зубин Мета и сопрано Зарина Абаева в Тель-Авиве


Зубин Мета возвращается!

Всемирно известный дирижер Зубин Мета и сопрано Зарина Абаева выступят вместе с Израильским филармоническим оркестром 21, 24 и 26 февраля в Тель-Авиве, 22 февраля – в Хайфе

Первую часть программы концерта составят фрагменты из опер Верди.

Джузеппе Верди – автор множества опер, затрагивающих острые социальные и политические проблемы своего времени, все они посвящены человеку – его природе, его сложным отношениям, его судьбе.

Опера «Сила судьбы» («La forza del destino») повествует о трагичной истории трех персонажей, чьи жизни неразрывно связаны друг с другом, и о том, как рок ведет их к горькому и неизбежному концу. Увертюра к опере «Сила судьбы» очень драматична; в ней используются фрагменты из арий следующих за нею действий, а также короткая гневная мелодия, порой называемая мотивом «судьбы». Фактически, эта увертюра – настоящий пролог греческой трагедии и содержит концептуальную и музыкальную суть всей оперы. Также, в первом отделении концерта прозвучат ария Леоноры «Мира, мира, мой Боже!» («Pace, pace, mio Dio!”) из оперы «Сила судьбы», сцена и романс Аиды «О родина моя!» («O partia mia!»), и ария «С победой возвратись!» («Ritorna vincitor»), из одноимённой оперы. Молитвенная ария влюбленной и страдающей Королевы Елизаветы «Ты, познавший всю суетность» («Tu che le vanità»), из финального акта оперы «Дон Карлос» («Don Carlo»), где Верди исследует широкий спектр вокального выражения эмоций – завершит первую часть программы.

Во второй части программы будет исполнена Симфония No7 Дворжака. Родиной Дворжака была Чехия, где он и обрел свой звездный статус, в том числе, благодаря своему патриотизму. Любовь Дворжака к родине присутствовала почти в каждом его произведении: будь то чешская сюита или словенские танцы, или народные мелодии, тонко интегрированные в симфонические произведения, родина была частью художественного языка Дворжака. Но когда он начал писать Седьмую симфонию, целью Дворжака было покорить весь мир, а не только Чехию. Он сознательно дистанцировался от характерного для него стиля и сосредоточился на многослойной и сложной оркестровке, а также на создании архитектурной и тщательно продуманной музыкальной структуры. Настроение этой симфонии также отличается от других его произведений, она более драматична и экспрессивна.

Дворжак исполнил свою мечту. «Седьмая» сразу же вошла в пантеон вместе с другими великими симфониями и помогла Дворжаку утвердиться в статусе одного из величайших симфонических композиторов романтизма.

Дирижер Зубин Мета родился в Бомбее, в Индии и вырос в музыкальной среде. Его отец, Мехли Мета, основал Бомбейский симфонический оркестр и был музыкальным руководителем Американского молодежного оркестра в Лос-Анджелесе. Несмотря на музыкальное влияние, первым местом учебы Меты стал медицинский факультет, но в восемнадцать лет он оставил это поприще и начал учиться в Музыкальной академии в Вене. Семь лет спустя он дирижировал оркестрами Венской филармонии и Берлинской филармонии. Вскоре он стал одним из самых востребованных дирижеров мира. Зубин Мета был музыкальным руководителем Монреальского симфонического оркестра (1961–67), музыкальным руководителем Филармонии Лос-Анджелеса (1962–78), музыкальным руководителем Нью-Йоркской филармонии (1978–91) и музыкальным руководителем Баварской государственной оперы в Мюнхен, Германия (1998-2006). Израильская филармония назначила его музыкальным консультантом в 1969 году и музыкальным руководителем в 1977 году, а в 1981 году продлила его пребывание на этой должности до конца жизни. В октябре 2019 года, на исходе пятидесяти лет работы, он покинул оркестр и стал почетным музыкальным руководителем. Маэстро Мета дирижировал Израильской филармонией на тысячах концертов, записей и туров по пяти континентам. Он также был музыкальным консультантом и главным дирижером Maggio Musicale во Флоренции, Италия (1985–2017), а в 2006 году был назначен пожизненным почетным дирижером этого оркестра. Зубин Мета получил множество почетных степеней. В Израиле он был удостоен почетных докторских степеней Еврейского университета в Иерусалиме, Тель-Авивского университета и Института науки Вайцмана, а Еврейский университет даже назвал крыло факультета музыковедения в его честь и в честь его покойного отца, дирижера. В 2006 году в Германии и Израиле вышла автобиография Зубина Меты «Партитуры моей жизни – воспоминания». Зубин Мета неустанно поддерживает открытие и продвижение музыкальных талантов по всему миру. Вместе со своим братом Зарином он возглавляет Музыкальный фонд Мехли Меты в Бомбее, где более 200 детей получают западное музыкальное образование.

По мнению критиков, лирико-драматическое сопрано Зарина Абаева – одна из самых выдающихся артисток своего поколения.

С 2012 года – солистка Пермского театра оперы и балета, с 2019 года – приглашенная солистка Московского театра Новая Опера. В 2019 году она получила признание критиков за триумфальное исполнение партии сопрано в «Реквиеме» Верди с оркестром MusicAeterna под руководством Теодора Курентзиса. Она выступала на таких площадках, как Парижская филармония, Эльбская филармония в Гамбурге, Концертхаус в Вене, Кельнская филармония. В том же году Зарину пригласили на Люцернский фестиваль и фестиваль в Экс-ан-Провансе. Позже она блестяще выступала с Берлинским филармоническим оркестром в Берлине и дебютировала в Нью-Йорке и Токио.

Среди ярких постановок с Зариной Абаевой — «Жанна д’Арк в Бушере» Онеггера (в роли Девы Марии), «Ромео» Кастеллуччи, «Богема» Пуччини (в роли Мими) в постановке Филиппа Химмельмана в Баден-Бадене. Она выступала под музыкальным руководством таких выдающихся дирижеров, как Теодор Курентзис, Михаил Плетнев, Антонио Пиролли, Павел Коган, Валентин Урюпин, Андрес Мустонен, Митиёси Иноуэ, Дэниел Орен, Грэм Дженкинс.

В репертуаре Зарины такие партии, как партия Баттерфляй («Мадам Баттерфляй»), Мими («Богема»), Аида («Аида»), Дездемона («Отелло»), Микаэла («Кармен»), Татьяна («Евгений Онегин»), Иоланта («Иоланта»), Мария («Мазепа»), Агнесса. Сорель (Орлеанская дева), Дева Мария («Жанна д’Арк в Бушере»), Бланш («Диалоги кармелиток»), Горислава («Руслан и Людмила»), Нинетта («Любовь к трем апельсинам»), Наташа («Русалка»), Антония («Сказки Гофмана»), Сопрано в «Реквиеме» Верди, Сопрано в Stabat mater Россини, Сопрано в «Te Deum» Брукнера, Сопрано в Симфонии № 14 по Шостаковичу.

Весной 2023 года с большим успехом дебютировала в роли Дездемоны в опере «Отелло» в Флорентийской опере Maggio Musicale Fiorentino под руководством маэстро Зубина Меты.

Заказ билетов: זובין מהטה מנצח | הפילהרמונית הישראלית (ipo.co.il)